Формальные и неформальные группы

В зависимости от наличия или отсутствия официального социально-юридического статуса социальные группы подразделяются на формальные (официальные) и неформальные.

Формальные группы представляют собой такие объединения людей, которые строятся на основе официальных документов: уставов, служебных инструкций, предписаний и т. д. Члены формальной группы нацелены на выполнение какого-либо вида деятельности и находятся в иерархической соподчиненности (например, производственный коллектив, спортивная команда, воинское подразделение и др.). Формальность групп проявляется не только в наличии более или менее жесткой иерархии, она обычно проявляется и в четкой специализации членов, выполняющих свои особые функции. Формальная группа рациональна, т. е. в ее основе лежит принцип целесообразности, сознательного движения к известной цели. Она принципиально безлична, т. е. рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных, проходящих по определенной программе.

Неформальные группы возникают и функционируют спонтанно, на основе общности Интересов, целей и ценностей, личных симпатий. Отношения внутри такой группы во многом определяются индивидуальными особенностями ее членов. Стихийно складывающаяся неформальная группа (например, дворовой коллектив детей, дружеская компания и др.) не имеет особых документов, регламентирующих ее функционирование. Как правило, поведение членов такой группы регламентируется особыми неписаными правилами. Скрепление неформальной группы осуществляется главным образом за счет авторитета ее лидера. Формальная группа может иметь двух лидеров, как формального, так и неформального. Неформальная группа имеет только неформального лидера, который выделяется в силу личностных особенностей, способности организовывать и направлять ее деятельность, оказывать влияние на ее членов.

Деление групп на формальные и неформальные в определенной степени, условно. В любой формальной группе возникают неформальные отношения между ее членами, и такая группа распадается на несколько неформальных групп. В одних случаях формальные и неформальные отношения усиливают и поддерживают друг друга, а в других случаях — наоборот, противоречат друг другу и подрывают общее единство.


Рекомендуем к прочтению:

Задачи исследования
1. Определить зависимость использования парфюмерных средств от возраста. 2. Определить причины выбора того или иного вида парфюмерии. 3. Определить мотивацию выбора определенного парфюмерного средства. 4. Определить результирующее дейс ...

Образование в современном мире
Процесс приобщения к культуре поколений наблюдается на всех этапах развития человечества. В любом обществе, архаичном или современном, возникает необходимость передачи социального опыта, знаний и умений от старших поколений к младшим. Для ...

Практическая значимость исследования
Практическая значимость исследования парфюмерных предпочтений молодежи состоит в определении уровня социальной культуры и аспектов мотивации респондентов при выборе того или иного парфюмерного средства. ...