Принципы социологии и специфика социологии культуры
Страница 1
Материалы и статьи » Принципы социологии и специфика социологии культуры » Принципы социологии и специфика социологии культуры

Жестких границ между социологией и культурологией, с одной стороны, и социологией культуры — с другой, фактически никогда не существовало. Общая социология всегда в большей или меньшей мере концентрировалась на проблематике социологии культуры так же, как и общая культурология совершенно немыслима вне развитого социологического анализа культурных процессов.

Социологические принципы изучения общества используются в качестве отправной точки в изучении не только проблем духовной культуры, но и в постижении смысла и механизмов как отдельных экономико-социальных, политических событий, так и процессов, повседневно происходящих в обществе.

Основателями социологии являются французский социолог Огюст Конта (1798-1857) и его последователь Эмиль Дюркгейм. Они оба — представители позитивистского подхода в научных исследованиях. Этот подход противостоит классической метафизической философии и основывается на эмпирическом методе естественно-научных дисциплин. Термин "позитивистский", введенный О. Контом в его работе "Курс позитивной философии", означает "реальный" в противоположность химерическому, полезный — негодному, достоверный в противоположность сомнительному, точный — смутному, положительный (утверждающий) — в противоположность отрицательному.

Социология является учением об общественной жизни человека как совокупности взаимодействий индивидов между собой, о поведении людей в социальных обстоятельствах и социальных силах, влияющих на жизнь; наукой, стремящейся понять социальное действие и объяснить его процесс и воздействие.

Понятие социального действия, как его определяет Макс Вебер, означает такое Действие, которое ориентировано на поведение других. Так, например, "столкновение двух велосипедистов не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения, последовавшая за столкновением, брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта — является уже "социальным действием"", — объясняет М. Вебер.

В. Зомбарт определяет назначение социологии в "познании общества, т.е. человеческой культуры и истории человечества, поскольку эта история рассматривается с точки зрения социальности, т.е. как события, составившиеся из поступков, определяемых чужим поведением или вытекающих из чужого поведения".

Э. Дюркгейм (1858-1917) одним из главных понятий социологии называл социальный факт, определяя его как всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время собственное существование, не зависимое от его индивидуальных проявлений. Любой социальный факт может быть объяснен только в ходе выявления причинно-следственных связей его с другим социальным фактом или структурой общества.

Основные понятия общей социологии, такие как "общество", асоциальные институты", "социальные отношения", "социальная норма", "социальные изменения" и другие, используются и в социологии культуры.

Однако понятие самой культуры как объекта социологии также имеет специфический оттенок значения.

В социологии понятие "культура" обозначает созданную людьми искусственную среду существования: это вещи, символические системы (например, в языке, музыке, кино и т.д.), обычаи, верования, ценности, нормы, находящие выражение в предметной среде, моделях поведения, которые усваиваются людьми, передаются ими из поколения в поколение, являются важным источником коммуникации, регулирования социального взаимодействия и поведения. Культуру можно рассматривать как некую информационную программу, которая заставляет людей воспринимать и оценивать происходящее в определенном свете, поступать так, а не иначе.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Фазы социализации
Фазы имеют предметный, конкретный характер, по-разному проявляясь на каждом этапе социализации. Их принято определять как фазы адаптации и интериоризации (интернализации). Выявляем ли мы особенности социализации ребенка, школьника, студен ...

"Типичный" британский миллионер (английский аристократ)
В отличие от своего заокеанского коллеги, американского миллионера, английский! миллионер чаще всего получает свое богатство в наследство. Только 7% британских богачей относятся к категории self-made man. Три четверти унаследовали от 25 т ...

Рассмотрите позитивные и негативные результаты модернизации российской системы образования
К позитивным результатам модернизации российской системы образования можно отнести следующие моменты. Это – поддержка регионов. Для этого был создан национальный проект «Образование». Основная цель - предоставить школьникам независимо от ...