Культура как фактор социальной регуляции
Страница 1

Изучение концепций, теорий социологии культуры позволяет выявить важнейшие элементы культурного воздействия на социальный процесс. Содержательными элементами культуры как фактора социокультурной регуляции являются обычаи, нормы, ценности, смыслы, знание.

Обычаи - это концентрированное выражение опыта предков, принимаемое сознанием потомков как установка на определенную форму и содержание жизнедеятельности. Обычаи воспринимаются как привычные и не подверженные рефлексии, т.е. сомнению, образцы поведения. Обычай является продуктом чувственно-интеллектуальной деятельности, а значит, он — элемент культуры. Он также выступает как важнейшая установка, регулирующая поведение индивида.

Эта установка часто воспринимается как внутренняя самоустановка индивида, т.к. впитывается с ранних лет. Проявляясь как фактор внутренней саморегуляции, обычаи приобретает значение социального регулятора в процессе взаимодействия индивидов, которое регулируется в действии каждого отдельного индивида. В это время обычай проявляется как высший социально-волевой регулятор совместной жизнедеятельности людей. Обычаи, привычки и традиции формируют нормы.

Нормы — руководящее начало, правило, образец. В отличие от обычая, норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то принцип, параметр действия, указывает на меру вариативности в конкретной ситуации. Нормы концентрированно выражают формализованные мотивы и потребности. Норма формирует ожидаемое поведение, ее функция состоит в исключении случайных обстоятельств. Кроме функции эталона, своеобразной инструкции для отдельных индивидов и социальных групп, норма выполняет еще ряд важнейших функций: способствует контролю за отклоняющимся поведением, обеспечивает стабильность социальной системна Согласно Т. Парсонсу выделяют несколько классов норм:

1) нормы, поддерживающие формализованный порядок как в обществе в целом, так и в составляющих его группах. Это социально-универсальный уровень, на котором норма связывается с социальным субъектом;

2) экономические нормы, дающие приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, практичности и эффективности;

3) политические нормы, регулирующие политическую деятельность субъекта, обязывая его осуществлять деятельность в рамках определенных правил, соблюдая закон и конституцию (правовые нормы);

4) культурные, нормы, поддерживающие устойчивые принципы культурной коммуникации между индивидами и группами (моральные нормы). Эти нормы, как правило, поддерживаются религией, традицией.

Существует и другая классификация норм, согласно которой существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные. Эти нормы не всегда совпадают, например то, что считается нормальным в межиндивидуальном общении, может быть осуждаемо обществом.

Нормы меняются от одной культуры к другой, но существуют и общие нормы. В нормах находят свое выражение ценности.

Ценности — это выражение человеческой и социальной, культурной значимости определенных явлений действительности; представления о желаемом типе социальной системы; разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения; обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения. Ценность воздействует на социальную реальность через закрепление в сознании (индивидуальном, общественном и иных формах).

Некоторые исследователи выделяют различные типы ценностей:

1) универсальные, к которым относят витальные ценности (здоровье, жизнь, семью, благосостояние, образование и т.д.), ценности межличностного общения (честность, доброжелательность), общественного признания (социальное положение, должность), политические ценности (свободу слова, совести, правопорядок и т.д.);

2) смысложизненные (представления о добре и зле, смысле жизни);

3) партикулярные (привязанность к семье, родному городу и т.д.).

Классификация ценностей проводится еще и по сферам деятельности: политические (право, государственность, законность, конституция, состояние гражданского мира), моральные (добро, благо, любовь, дружба, уважение, долг, честь, бескорыстие, порядочность, справедливость, верность), религиозные (Бог, Божественный закон, вера, благодать, сплочение, ритуал, церковь), эстетические (красота, гармония, идеал, стиль, культурная самобытность, культурные новации, мода и т.д.).

Смыслы и значения как регуляторы социальной действительности. В качестве элементов культурного ядра смыслы вездесущи и лежат в основе мироконструирования. Культура рождается в поле смысла. Смыслы и значения генерируются человеческим сознанием (индивидуальным и общественным) и влияют на поведение и действия человека, и соответственно, способны менять социально-историческую реальность.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Деньги в никуда. Результаты опроса
Мы опросили 40 подростков 13-15 лет и выяснили, что сами зарабатывают только 9 человек из всего числа опрошенных. В основном это девочки, которые работают в фирмах по производству косметики, и те, кто помогают, как репетиторы, маленьким д ...

Анализ пенсионного обеспечения лиц впервые обратившихся за назначением трудовых пенсий. Практика обращения граждан за назначением трудовых пенсий в УПФ РФ в Невском районе Санкт-Петербурга
Каждый гражданин впервые за назначением пенсии обращается территориальный орган Пенсионного фонда РФ (в нашем случае в УПФ РФ в Невском районе Санкт-Петербурга). При этом он должен знать, какие документы необходимо подготовить для установ ...

Принципы переписи населения
По определению Статистической комиссии ООН перепись населения – это единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в с ...