Общественно-экономические формации, или исторические типы общества
Страница 2
Материалы и статьи » Социологическая теория марксизма » Общественно-экономические формации, или исторические типы общества

К основным проблемам социальной диалектики, или диалектики исторического процесса, марксизм относит, например, такие, как:

• взаимодействие объективных и субъективных факторов общественного развития;

• взаимодействие производительных сил и производственных отношений;

• взаимодействие экономических, политических и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни;

• взаимодействие субъектов исторического процесса;

• взаимодействие индивидуального и социального;

• проявление побудительных сил и мотивов деятельности людей, взаимосвязь их потребностей и интересов;

• отрицание и преемственность в общественном развитии.

Каждая из этих проблем заключает в себе множество других. Их творческое решение составляет основное содержание социальной диалектики марксизма, применение которой понимается как важнейшее условие научного анализа исторического процесса. В этом отношении она сохраняет свое значение и в современных условиях. Отход от диалектики, догматизация положений любой социологической теории есть отход от объективного научного анализа социальных процессов. Это ведет к тупиковым ситуациям не только в теории, но и на практике, в том числе в политике тех или иных партий, деятельность которых сказывается на развитии общества. Примеров этого более чем достаточно. Их немало в истории развития нашего общества в последние десятилетия и в настоящее время.

Значительный вклад в разработку проблем материалистического понимания истории и социальной диалектики внесли Г. В. Плеханов (1857—1918) и В.И. Ленин. Каждый из них по-своему соединял теорию марксизма с революционным движением масс. При этом Г.В. Плеханов был более умеренным, а В.И. Ленин — более радикальным политиком прежде всего в своей практической революционной деятельности.

Страницы: 1 2 


Рекомендуем к прочтению:

Молодежные организации и движения
В этих условиях более отчетливо обозначается проблема роли молодежи как субъекта перемен. В социологии молодежи эта парадигма сложилась в самом начале 70-х годов. Понимание молодежи как субъекта социального развития и социального обновлен ...

Эмиль Дюркгейм о социальном значении воспитания. Жизнь и взгляды Эмиля Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – выдающийся французский социолог, один из основателей социологического позитивизма принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества. До сих пор студенты многих стран изучают социол ...

Молодёжь в Британии. Карманные деньги. Что делают подростки Британии в их свободное время?
Существует огромное множество необходимых предметов и предметов роскоши, на которые они хотели бы потратить деньги, включая одежду, кассеты и CD диски, копя на мотоциклы или машины, имея немного денег для того, чтобы регулярно ходить на д ...