Общественно-экономические формации, или исторические типы общества
Страница 2
Материалы и статьи » Социологическая теория марксизма » Общественно-экономические формации, или исторические типы общества

К основным проблемам социальной диалектики, или диалектики исторического процесса, марксизм относит, например, такие, как:

• взаимодействие объективных и субъективных факторов общественного развития;

• взаимодействие производительных сил и производственных отношений;

• взаимодействие экономических, политических и других общественных отношений и соответствующих сфер общественной жизни;

• взаимодействие субъектов исторического процесса;

• взаимодействие индивидуального и социального;

• проявление побудительных сил и мотивов деятельности людей, взаимосвязь их потребностей и интересов;

• отрицание и преемственность в общественном развитии.

Каждая из этих проблем заключает в себе множество других. Их творческое решение составляет основное содержание социальной диалектики марксизма, применение которой понимается как важнейшее условие научного анализа исторического процесса. В этом отношении она сохраняет свое значение и в современных условиях. Отход от диалектики, догматизация положений любой социологической теории есть отход от объективного научного анализа социальных процессов. Это ведет к тупиковым ситуациям не только в теории, но и на практике, в том числе в политике тех или иных партий, деятельность которых сказывается на развитии общества. Примеров этого более чем достаточно. Их немало в истории развития нашего общества в последние десятилетия и в настоящее время.

Значительный вклад в разработку проблем материалистического понимания истории и социальной диалектики внесли Г. В. Плеханов (1857—1918) и В.И. Ленин. Каждый из них по-своему соединял теорию марксизма с революционным движением масс. При этом Г.В. Плеханов был более умеренным, а В.И. Ленин — более радикальным политиком прежде всего в своей практической революционной деятельности.

Страницы: 1 2 


Рекомендуем к прочтению:

Общая модель деятельности социального работника в индивидуальной работе со случаем
Общая модель действий социального работника в индивидуальной работе со случаем может быть представлена в следующем виде: 1-я стадия: Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях (начальная стадия процесса) Это первый ...

Взгляды Карла Мангейма по вопросам системы образования
В развития ранее цитированных мыслей Мангейма о роли «интеллигенции» и «интеллектуалов» и с точки зрения актуальности проблемы для начала посмотрим на то какие функции системы образования каким образом превалируют в рамках института образ ...

Социология классов и классовой борьбы
Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ классов, социальных отношений и классовой борьбы. По Марксу, принадлежность человека к классу, его социальные интересы обусловлены прежде всего экономическими отношениями. ...