Заключение

Начиная с исследований Бахофена, Мак-Леннана, Моргана, Конта, Дюркгейма и кончая Вебером, классическая социология трактует семью как историческую категорию, подверженную структурным и функциональным изменениям.

Контовская социология рассматривала семью как универсальный социологический элемент. Общество образуется из совокупности семей. Важнейшая функция семьи – обеспечение преемственности поколений. Продолжая позитивистские идеи Конта, Дюркгейм включает семью в универсальный природный порядок. Велика роль семьи в системе общественной солидарности. Аномия наносит огромный ущерб внутрисемейной солидарности и грозит нарушением целостности института семьи. Методология Вебера, определившая типы социального действия, серьезно углубила представление о внутрисемейном взаимодействии. В классической социологии основательно разработан вопрос о месте семьи в общественном разделении труда. www.psychologyrise.ru

Важнейшие функции семьи: демографическая (воспроизводство населения), экономическая, социальная, культурная и др. Общество и государство заинтересованы в благополучии семьи, они выполняют совместную деятельность, взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Проанализировав феномен семьи на современном этапе можно наблюдать острые социальные проблемы семьи, выражающиеся в резком социально-экономическом расслоении общества; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в миграции; в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

Решая социальные проблемы семьи, материнства и детства, социальный работник должен не только помогать семье пережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной семейной политики, но и научить семьи самопомощи и взаимопомощи, которые дают больший эффект, чем самые щедрые пособия. Нужно помнить, что морально всегда лучше собственный заработок, чем социальное иждивение. Программа развития малого и среднего семейного бизнеса, помощь муниципальных органов в этом деле могут позволить многим семьям России обеспечить себе достойную жизнь.

Необходимо помнить, что не социальный работник разрешает семейные социальные проблемы клиентов, а семья с помощью социального работника осознает свои проблемы и находит в себе силы их разрешать.

Акцент в работе с семьей, материнством и детством необходимо делать на том, что ребенок и семья должны восприниматься прежде всего не как объекты манипулятивного воздействия, а как субъекты социализирующего взаимодействия. Необходимо обеспечение сосредоточенности действий совместно государственными и негосударственными структурами, на развитие способности семьи к воссозданию и укреплению, а детей – к формированию полноценной, самостоятельной личности и в дальнейшем к самореализации.

Кризис семьи является ценностным кризисом, кризисом ценностей семейного образа жизни: ослаблением мотивов брака, откладыванием браков, увеличением возраста вступления в брак, ростом сожительств и разводов, сокращением периода деторождения и семейного цикла в целом, массовым распространением малодетности и социальной патологии, связанной с ухудшением семейной социализации новых поколений.


Рекомендуем к прочтению:

Факторное влияние на территориальную локализацию населения Еврейской автономной области
На сегодняшний день формирование постоянного ядра населения на Дальнем Востоке является центральной идеей современной концепции социально-экономического развития Дальневосточного региона. Кроме того, уровень социально-экономического полож ...

Подготовка специалистов по социальной работе к педагогической деятельности
Рассматривая подготовку к педагогической деятельности в русле деятельностного подхода, современные ученые понимают ее как целостный процесс, заключающийся в формировании мотивации педагогической деятельности, закрепленных в сознании и пов ...

Понятие социальной структуры общества
Понятие социальной структуры относится к социальной сфере жизни общества. В широком смысле слова понятие «социальный» употребляется как синоним понятия «общественный», когда речь идет о противопоставлении биологическим, природным явлениям ...