Сопоставление социологических теорий и подходов в рамках исследования субкультуры ролевиков
Материалы и статьи » Теоретические подходы к пониманию феномена субкультуры » Сопоставление социологических теорий и подходов в рамках исследования субкультуры ролевиков

Современное российское общество находится в состоянии системной и структурной трансформации критериев нормы и ценностных ориентаций. За время этой неопределенности происходили процессы сегментирования отдельных групп и сообществ внутри самого общества, обладающих собственным своеобразием установок и ритуалов, обеспечивающих символическую защиту от стихийных и неконтролируемых изменений социальных, экономических, культурных и политических в жизни страны.

На данном этапе развития, в нашей стране мы можем наблюдать достаточное количество культурных сегментов имеющих преимущественно молодежный состав участников: субкультуры, сообщества, неформальные объединения.

Понятие культуры в социологии с точки зрения функционализма, заключено в убеждении что она «символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-то группы.

Определяя субкультуру, социологи функционалисты делают акцент на то, что субкультура является элементом культуры, но при этом отличается особым собственным характером в пределах общей культуры общества. Из чего можно заключить, что субкультуры являются производными элементами культуры, формируя необходимые степени свободы в рамках общей системы. Доминирующая культура представляет собой, по мнению Дюркгейма, функционирующий социальный организм части которого не равны целому, в этом определении отражена общая для функционалистов тенденция к представлению о целостности как имеющей особый собственный «характер».

В тоже время, культура с точки зрения Клиффорда Гирца является системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции служащие цели управления поведением. Культура осмысляется приверженцами теорий макроконфликта с точки зрения того, как и какими средствами она управляет, осуществляя в таком случае господствующую или карательную функцию контроля общества.

Субкультура, в таком случае, обречена становиться неподконтрольной, поскольку субкультурной является любая система норм и ценностей, которая выделяет группу из большого сообщества, следовательно и ролевики «обречены» испытывать, те затруднения, которые им несет им столкновение с силами культуры направленными на установление контроля. В таком случае конфликт неизбежен, поскольку культура, по определению призвана контролировать и управлять, а субкультура – отличаться, избегать контроля, игнорировать, тайно или открыто противодействовать культуре.

Такое противостояние происходит в как сопротивление через символы, что обусловлено спецификой историей развития ролевого движения и особенностями его практик.

Руководствуясь принципом редукции, сведения духовного к материальному, мы можем рассмотреть социальные процессы в их совокупности материальных отношений, существующей в субкультуре ролевиков. Сами по себе деньги, предметы и формы потребления обладают некими специфическими характеристиками в идеологии и повседневности ролевиков, а также отчасти продиктованы историей этого традиционно неформального молодежного объединения. Материальные «блага» являясь повседневной частью ролевых игр, провоцируют отношения, требующие особого внимания и особого отношения со стороны самих ролевиков.

Понимающая социология М. Вебера утвердила ряд принципов, которые в настоящее время являются актуальными для исследования субкультур, диктуя предпочтение качественных методов количественным. Ведь понимание действия, мотивации и символического значения будет скрыто от исследователя, если он не постарается выявить и присоединиться к интерпретации существующей в рамках изучаемой субкультуры.

Исследовательская работа позволит предотвратить недоразумения, возникающие по обе стороны границы отделяющей ролевиков, устранить языковой барьер жаргона, и опасения вызываемые многозначностью ролевых практик. Безоценочное отношение к субкультурам и неформальным общественным молодежным движениям поможет избежать необоснованного статуса деликвентной молодежи и в частности дискурса исследования субкультуры ролевиков как социальной проблемы или повода для общественного беспокойства.


Рекомендуем к прочтению:

История демографической политики в России
Уже в середине XVIII века стало очевидно, что России не хватает населения для освоения огромной территории. На это указывал М.В.Ломоносов. Он отмечал, что численность населения, ее увеличение представляют для России огромное значение. Он ...

Кризис социализации молодого поколения: причины и пути преодоления
Формирование социального облика современной молодежи - результат непрерывной деятельности людей на протяжении многих исторических эпох. В мире молодежь составляет значительную часть населения и играет определенную роль в решении важных со ...

Проблемы и перспективы НПФ в российской практике
В развитии отрасли НПФ в 2006 году произошло некоторое замедление. Обе сферы деятельности НПФ - и добровольное пенсионное обеспечение (ДПО), и обязательное пенсионное страхование (ОПО) – могли бы показать лучшие результаты. И эта тенденци ...