Представители структурно-функционального анализа, в частности Т. Парсонс, тоже выделяли два типа изменений:
1) изменение равновесия, когда нарушается соотношение сил, элементов общества, но при этом сама социальная система и ее основные элементы остаются неизменными. В этом случае система быстро восстанавливает утраченное равновесие;
2) изменение структуры: когда давление изнутри и извне становится очень сильным, происходит трансформация важных структурных элементов - экономики, политики, системы ценностей. Возникают новые эволюционные универсалии (первоначально были система коммуникаций, система родства, религия и технология; затем появились бюрократия, деньги, рынок, демократия). Системный подход Парсонса давал возможность увидеть, где глобальные, а где второстепенные изменения. Но ограниченность этой теории заключается в том, что развитие, по Парсонсу, это, скорее, отклонение от нормы, чем естественное состояние общества.
Формы социальных изменений рассматривались и в отдельных, частных аспектах: в социологическом П. Сорокин выделял различные типы социальной мобильности - вертикальную и горизонтальную; в культурологическом С. Фролов выделяет такие типы социальных изменений, как открытие, изобретение и диффузия. Этот список можно продолжить, так как возможно выделение других аспектов (промышленность, религия и т.д.) и соответствующих им типов социальных изменений.
Рекомендуем к прочтению:
Выборка исследования
Выборка исследования – это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет из себя уменьшенную копию (мо ...
Интеграционные и дезинтеграционные процессы в социальном пространстве
Сибири
Необходимость разработки теоретических и прикладных аспектов научной проблемы факторов и принципов развития социального пространства регионов Сибири в условиях современного этапа эволюции общественно-хозяйственной системы России может быт ...
Тенденции современной религии
В развитых цивилизованных странах в XX в. существовали свобода вероисповедания, религиозный плюрализм и высокая степень религиозной терпимости. Эта духовная атмосфера складывалась постепенно и не без труда. Семена религиозной свободы дали ...
|