Подростковое материнство как социокультурный феномен. Исторический и социально-культурный контекст юного материнства
Страница 1
Материалы и статьи » Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных матерей за рубежом и в Российской Федерации » Подростковое материнство как социокультурный феномен. Исторический и социально-культурный контекст юного материнства

Довольно распространенное мнение о том, что подростковое материнство – явление последних нескольких десятилетий - не верно, чему имеется множество исторических свидетельств.

Явление раннего материнства существует уже много столетий. Так как рождение и воспитание детей составляли социальную и духовную сущность брака, его главное значение, раннее материнство связывали со временем вступления в брак. А для европейской части России ранние браки издавна считались типичным и всеобщим явлением. По свидетельству Николая Костомарова, в 16-17 веках «русские женились очень рано. Бывало, что жених имел от 12 до 13 лет. Редко случалось, чтобы русский оставался неженатым…». Однако против слишком ранних браков возражало и государство, и, главным образом, церковь. В 1410 году митрополит Фотий в послании новгородскому архиепископу строго запрещал венчать «девичок меньше двунадцати лет». Позже, по указу Екатерины II всем сословиям запрещалось венчать мужчин моложе 15, а женщин – моложе 13 лет. За нарушение этого указа брак расторгался, а священник лишался сана. gongi tam tam warszawa, dog??bna

В Елатомском уезде Тамбовской губернии женили подростков, когда девочка еще играла в куклы. Постепенно ее и такого же малолетнего жениха приучали видеть друг друга и играть вместе, а в 15 лет сводили для брачной жизни. Подобные браки были и на Севере: бабушки в середине ХIХ века вспоминали, как на другой день после свадьбы, они бегали домой за куклами.

Особое отношение к ранним бракам было в старообрядческой среде. По данным выборочных медицинских обследований, в 80-х годах ХIХ века в одном из уездов Ярославской губернии 4% крестьянских женщин выходили замуж до начала созревания, в Тульской губернии таких было свыше 20%.

Ранние браки существовали на многих территориях России до конца ХIХ – начала ХХ века. Кое-где они существовали в скрытой форме. Отцы сосватывали своих детей-подростков в 12-15 лет, в 14-16 лет объявляли их женихом и невестой, а в 16-17 лет венчали. На юге и западе России иногда устраивали свадьбу 12-14-летних подростков со всеми необходимыми обрядами, кроме брачной ночи, и до наступления совершеннолетия «молодые» жили порознь в доме своих родителей.

В подавляющем большинстве случаев молодые женщины рожали первенца через девять месяцев после вступления в брак.

Сейчас понятия «ранее материнство» и «подростковое материнство» тождественны. И связано это с тем, что некоторые исследователи связывают появление понятия «подросток» с формированием индустриального общества.

В ХVIII веке в Европе считалось, что дети 13-16 лет уже готовы к вступлению во взрослую жизнь и могут обеспечить себя и свою семью. Но индустриальная революция в начале ХХ века породила новые технологии, освоение которых требовало более длительного обучения. Именно в это время в развитых западных странах вводится система обязательного образования, и одновременно с этим начинают принимать законы об ограничении детского труда. Все это приводит к появлению массовой группы населения – учащихся. В это же время социальные и культурные процессы приводят к тому, что период между наступлением половой и экономической зрелости увеличивается. По физическому и эмоциональному развитию подростки уже соотносятся с взрослыми, но экономически они остаются полностью зависимыми от семьи или от других взрослых.

Наблюдатели полагают, что традиционный уклад и бедность вынуждают девушек-подростков выходить замуж в раннем возрасте. Если в свое время раннее вступление в брак было характерной особенностью для сельской местности, то сегодня подобные случаи можно встретить и в городах. Статистику ранних браков вести крайне трудно, так как в большинстве случаев 15-16-летние невесты не регистрируются в ЗАГСе, а выполнение обряда бракосочетания берет на себя духовенство.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Внешние атрибуты юриста
Есть такая пословица: "Встречают по одежке, а провожают по уму". Она прямо относится к эстетической культуре юриста, выражающейся в его внешнем виде. Внешний вид следователя, прокурора, судьи оказывает существенное влияние на от ...

Анализ деятельности учреждений по социально-психологической реабилитации участников боевых действий в России и РБ. Модель Центра по социально-психологической реабилитации участников боевых действий
Для успешной реализации работы по социально-психологической реабилитации участников боевых действий необходима последовательная деятельность специалистов-профессионалов именно в этой сфере. Это возможно реализовать на базе специализирован ...

Что является специфической чертой концепции социально ориентированной экономики
У истоков социального рыночного хозяйства стояли профессора Франц Бём, Вальтер Ойкен и Ганс Гросман-Дёрт, которые сформулировали принципы неолиберализма. На основе их идей и была разработана эта концепция (Альфред Мюллер-Армак, Александер ...