Социальный портрет юной матери
Страница 2

Девочка-подросток почти обречена начинать свою «материнскую карьеру» с низкой самооценкой и слабыми личностными ресурсами для нормальной адаптации к драматическим изменениям в своем физическом и социальном статусе. Американские психологи Линдеман, Шиллер и Эбернети провели интересное исследование, в ходе которого сравнивались личностные характеристики девочек подросткового возраста, оказавшихся беременными, со сверстницами, которые этого избежали. Для беременных школьниц по сравнению с контрольной группой оказались характерными сниженная самооценка, ощущения тревоги и неполноценности, конфликты с членами семьи и склонность к «оборонительной позиции» по отношению к окружению. Авторы исследования осторожно подчеркивают, что им в точности неизвестно, порождены ли эти особенности незапланированной беременностью или они были присущи этим девочкам до ее наступления (а может быть - они ей способствовали?!). Так или иначе, такое психологическое состояние не может быть признано нормальным для формирования благоприятных отношений между юной мамой и ее ребенком. В сочетании с материальными трудностями, конфликтом с родителями и возможным разрывом с отцом первенца оно может в результате породить агрессивную, критичную, раздражительную, нетерпеливую мать, склонную к эмоциональным срывам по отношению к первенцу - «виновнику» всех ее неприятностей.

Гораздо меньше, чем проблема подросткового материнства, изучена проблема «подросткового отцовства». Хотя многие из юных отцов не уклоняются от ответственности за случившееся, заключают брак со своей подругой или хотя бы материально помогают ей, ситуация сама по себе чревата рядом серьезных психологических проблем. Неожиданно ставший отцом подросток испытывает смешанные чувства гордости, тревоги и вины. Он непосредственно сталкивается с тем фактом, что его сексуальное поведение породило серьезный жизненный конфликт и, вероятно, причинило боль близкому существу. Он сталкивается с необходимостью принимать серьезное решение, касающееся его подруги и его самого, решение, к которому он, скорее всего, не готов. Характерно, что рождение ребенка у матери-подростка весьма часто разрушает ее отношения с отцом этого ребенка. За тот период, когда в одной из клиник произошли роды у 180 матерей-подростков, клинику посетили лишь 30 новоиспеченных отцов. Чуть более двадцати процентов этих девушек вступили в последующем в брак, продержавшийся более двух лет, а 54% юных отцов вообще никак не проявили себя

Система ценностей юных матерей в силу психологической и социальной незрелости еще не сложилась и для них материнство не представляет отдельную ценность.

Помимо физической нагрузки незрелая юная мать, как правило, испытывает и глубокие эмоциональные переживания. Боясь отрицательной реакции со стороны родителей, близких, друзей, почти 40% девушек скрывают беременность, сохраняя ее, не обращаясь к гинекологам. Почти для трети юных матерей их материнство является столь нежеланным, что они во время беременности совершают криминальные попытки к ее прерыванию. Беременность девочек-подростков является причиной тяжелых конфликтов в семье. Почти треть родителей отрицательно относятся к подростковой беременности вообще и к беременности своих юных дочерей – в частности. Многие из них настаивали на прерывании беременности, ссылаясь на то, что ребенку в таком возрасте надо получать образование, а не воспитывать детей.

На решение юной матери о сохранении беременности ведущее влияние оказывают такие факторы, как семейное положение, образовательный уровень, наличие работы, жилищно-бытовые условия, психологическая и экономическая поддержка со стороны родителей, а также отношение общества к подростковому материнству.

Страницы: 1 2 


Рекомендуем к прочтению:

Позитивная политика
В социологии О. Конта стремление к реформированию научного знания тесно сочеталось с намерением использовать его для позитивного совершенствования общества. Не случайно он претендует на создание системы позитивной политики и пишет работу ...

Социологические идеи К.Маркса
Исходным в социологии К. Маркса (1818-1883) также был позитивизм. К. Маркс создает материалистическое учение об обществе, согласно которому главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ. По ...

Приложения
Приложение 1 Совершенствование вербальных компонентов общения. Упражнение на правильное использование пауз. Эти упражнения помогут, если вы: - говорите быстро и невнятно; - часто теряетесь в разговоре; -часто используете звуки типа &qu ...