3) по сфере общественной жизни - культурные, просветительские, спортивные, экологические, творческие и др.;
4) по типу и направленности деятельности организации относительно субъекта, который ее образовал - профессиональные союзы, благотворительные организации, правозащитные организации, организации национальных меньшинств, общественно-политические движения и др.
Кроме того, отдельного внимания заслуживают работы Э.Гидденса [15] в области социальной структуризации общественных организаций. В частности им предложена так называемая «структуральная» двухмерная типология общественных объединений, где предалагается оригинальная наглядная схема классификации различных общественных объединений по двум "структуральным" параметрам-"правилам", определяющим деятельность объединения, и "ресурсам", существующим у такого объединения.
Согласно данной теории любая структура представляет собой набор правил и ресурсов. Правила по Э.Гидденсу делятся на конститутивные или «образующие» и регулятивные [15].
Основные характеристики правил, существенные с точки зрения социологического анализа, Э.Гидденс описывает как несколько дихотомических пар: «интенсивные – поверхностные», «неявные – дискурсивные», «неформальные – формализованные», «слабо санкционированные – сильно санкционированные». Например, с этой точки зрения законы, действующие в государстве, относятся к дискурсивным и формализованным правилам, а степень их интенсивности и сила санкций за нарушение меняется от одного закона к другому.
Ресурсы Э.Гидденс также делит на две группы – аллокативные (материальные) и авторитативные. Ко вторым относятся ресурсы нематериальной власти и влияния – пространственно-временной порядок коммуникаций и принятия решений, отношения людей внутри данного сообщества, наличие шансов и направлений для саморазвития системы и ее составляющих и др [15].
Теперь вернемся к нашему объекту рассмотрения – общественным организациям. Можно легко увидеть, что в каждой из них есть свой набор правил и свои ресурсы для развертывания деятельности.
При этом у любых общественных организаций есть правила «образующие» (Устав, Положение и т.д.), и есть правила «регулятивные» – например, регламент проведения заседаний, и т. д. Где-то правила «жесткие», регламентирующие множество сторон жизни объединения и его членов, где-то очень «либеральные».
Отличаются объединения и по ресурсам. У кого-то есть помещение для работы, средства связи, сайт, газета, деньги на проведение мероприятий. У кого-то ресурсная база слабая.
Кроме того, с точки зрения удовлетворения потребностей членов конкретной организации по мнению социальных психологов можно выделить несколько различных мотиваций, а именно: потребности общения, творчества, участия и власти.
В качестве итога, все вышесказанное можно изобразить в виде следующей схемы классификации общественных организаций по Э. Гидденсу [15]:
1 уровень (потребности общения):
– Малые общественные организации (мало правил и мало ресурсов).
2 уровень (потребности творчества):
– Общественные организации среднего уровня (небольшое количество и ресурсов и правил).
3 уровень (потребности участия):
– Общественные организации сетевого типа (есть ресурсы, среднее количество правил);
– Традиционные общественные организации («целевого типа») (есть правила, среднее количество ресурсов);
– Общественные организации-движения (среднее количество и правил и ресурсов).
4 уровень (потребности власти):
– Идеологические организации, корпоративные союзы (в т.ч. проф-союзы);
– Религиозные организации (много правил, небольшое или среднее количество ресурсов);
– Политические партии (много правил и много ресурсов).
Рекомендуем к прочтению:
Программа и рекомендации к работе с пожилыми людьми с ограниченными
возможностями в условиях дефицита общения
Социальный работник должен быть опытным психологом, педагогом, оба эти качества должны быть неразрывны, так как стержневая идея всех слагаемых профессий социального работника - умение и желание помочь людям, найти формы общения. Общение с ...
Организация исследований последствий эмиграции для территории-донора. Обоснование
создания Центра мониторинга последствий эмиграции
За годы, прошедшие с момента образования, миграционное ведомство доказало свою значимость и необходимость в структуре государственных органов РФ. Оно подверглось нескольким реорганизациям, которые затевались только с одной целью – создать ...
Государственное регулирование социального развития в условиях мирового
финансового кризиса
После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту бе ...
|