3) по сфере общественной жизни - культурные, просветительские, спортивные, экологические, творческие и др.;
4) по типу и направленности деятельности организации относительно субъекта, который ее образовал - профессиональные союзы, благотворительные организации, правозащитные организации, организации национальных меньшинств, общественно-политические движения и др.
Кроме того, отдельного внимания заслуживают работы Э.Гидденса [15] в области социальной структуризации общественных организаций. В частности им предложена так называемая «структуральная» двухмерная типология общественных объединений, где предалагается оригинальная наглядная схема классификации различных общественных объединений по двум "структуральным" параметрам-"правилам", определяющим деятельность объединения, и "ресурсам", существующим у такого объединения.
Согласно данной теории любая структура представляет собой набор правил и ресурсов. Правила по Э.Гидденсу делятся на конститутивные или «образующие» и регулятивные [15].
Основные характеристики правил, существенные с точки зрения социологического анализа, Э.Гидденс описывает как несколько дихотомических пар: «интенсивные – поверхностные», «неявные – дискурсивные», «неформальные – формализованные», «слабо санкционированные – сильно санкционированные». Например, с этой точки зрения законы, действующие в государстве, относятся к дискурсивным и формализованным правилам, а степень их интенсивности и сила санкций за нарушение меняется от одного закона к другому.
Ресурсы Э.Гидденс также делит на две группы – аллокативные (материальные) и авторитативные. Ко вторым относятся ресурсы нематериальной власти и влияния – пространственно-временной порядок коммуникаций и принятия решений, отношения людей внутри данного сообщества, наличие шансов и направлений для саморазвития системы и ее составляющих и др [15].
Теперь вернемся к нашему объекту рассмотрения – общественным организациям. Можно легко увидеть, что в каждой из них есть свой набор правил и свои ресурсы для развертывания деятельности.
При этом у любых общественных организаций есть правила «образующие» (Устав, Положение и т.д.), и есть правила «регулятивные» – например, регламент проведения заседаний, и т. д. Где-то правила «жесткие», регламентирующие множество сторон жизни объединения и его членов, где-то очень «либеральные».
Отличаются объединения и по ресурсам. У кого-то есть помещение для работы, средства связи, сайт, газета, деньги на проведение мероприятий. У кого-то ресурсная база слабая.
Кроме того, с точки зрения удовлетворения потребностей членов конкретной организации по мнению социальных психологов можно выделить несколько различных мотиваций, а именно: потребности общения, творчества, участия и власти.
В качестве итога, все вышесказанное можно изобразить в виде следующей схемы классификации общественных организаций по Э. Гидденсу [15]:
1 уровень (потребности общения):
– Малые общественные организации (мало правил и мало ресурсов).
2 уровень (потребности творчества):
– Общественные организации среднего уровня (небольшое количество и ресурсов и правил).
3 уровень (потребности участия):
– Общественные организации сетевого типа (есть ресурсы, среднее количество правил);
– Традиционные общественные организации («целевого типа») (есть правила, среднее количество ресурсов);
– Общественные организации-движения (среднее количество и правил и ресурсов).
4 уровень (потребности власти):
– Идеологические организации, корпоративные союзы (в т.ч. проф-союзы);
– Религиозные организации (много правил, небольшое или среднее количество ресурсов);
– Политические партии (много правил и много ресурсов).
Рекомендуем к прочтению:
Педагогический мониторинг
1. В мониторинге принимают участие все учителя общеобразовательного учебного заведения.
2. Каждый учитель обеспечивается следующим инструментарием:
· модель личности учителя;
· модель аналитической деятельности учителя;
· модель профе ...
Образование как социальный институт
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционир ...
Приложения
Приложение 1
Программа социально-педагогической реабилитации
№п/п
Социальные услуги
1.
Социально-педагогическое консультирование
2.
Социально-педагогическая диагностика и обследование личности
3.
Педагогич ...
|