Можно выделить четыре направления в определении организации.
1. К. Барнард считает, что организация — это такой вид кооперации людей, который отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью.
2. Д. Марч и Г. Саймон полагают, что организация — это сообщество взаимодействующих человеческих существ, являющееся самым распространенным в обществе и содержащем центральную координирующую систему. Все это делает организацию похожей на отдельный сложный биологический организм.
3. П. Блау и У. Скотт определяют организацию как группу, создаваемую для достижения специфических целей и обладающую структурой.
4. По мнению А. Этциони, организации — это социальные объединения (или человеческие группы) сознательно конструируемые и реконструируемые для специфических целей.
Все теоретики выделяют две особенности организаций, отличающих их от других социальных групп.
В первую очередь, организации целесообразны — в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для него результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, больница существует для лечения больных, политическая партия — для приобретения власти и т. п. Во-вторых, организация — это такая группа, которым свойственна высокая степень формализации. Это означает, что вся сфера поведения ее членов охвачена правилами, регламентами, определяющими обязанности, взаимоотношения на службе и субординацию независимо от личностных качеств членов организации.
На основании вышеперечисленных можно определить организацию как социальную группу, ориентированную на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высокоформализованных структур.
Рассмотрим отдельные элементы организации (простейшая модель):
Социальная структура
— совокупность существующих достаточно долгое время упорядоченных и типичных связей между элементами общества. Иногда ее определяют как всякую повторяющуюся модель социального поведения. К. Дэвис выделяет в социальной структуре ее нормативную и поведенческую стороны.
Нормативная структура включает ценности, нормы и ролевые ожидания, которые организованы так, что составляют относительно связанные и стойкие системы взаимного доверия и предписаний, управляющих поведением членов организации. К ценностям можно отнести признаки привлекательности и разумного выбора целей, своего рода организационные идеалы. Нормативная структура обезличена, навязана внешней средой. Поведенческая структура (в соответствии с Дж. Хомансом) состоит из действий, взаимодействий, симпатий и антипатий. Люди, находящиеся в рамках нормативной системы, взаимодействуют под влиянием личных чувств, предпочтений, интересов.
Социальная структура организации различается и по степени формализации.
Формальная социальная структура — это структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации. Формальная структура организации определена в штатном расписании, определяющем количество должностей, их функции, обязанности и права. При этом директор может быть умным либо глупым, активным, пассивным, юмористом, меланхоликом. На формальную должность личные качества не влияют.
Рекомендуем к прочтению:
Социальная программа международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом (МАБНН). Проект «Российский
центр адаптации человека»
Это крупный международный проект, являющийся ключевым звеном в современной социальной программе МАБНН. Его основная цель состоит в осуществлении комплексного подхода к борьбе с наркозависимостями, включающего в себя меры медицинского, пра ...
Приложения
Приложение 1
Статистические данные по участникам боевых действий за 2006-2007гг.
В настоящее время в Российской Федерации имеется значительное число лиц – участников войн и боевых действий, в том числе инвалидов, нуждающихся в мерах гос ...
Функции института образования
Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в современном обществе институтом образования. Их достаточно много, и разные авторы акцентируют внимание на различных сторонах деятельности института образования. Но наибольшую культурную и с ...
|