Процессы управления в организациях
Страница 2
Материалы и статьи » Социальные группы и институты » Процессы управления в организациях

- ярко выраженная спецификация функций каждой из должно­стей и позиций. Предполагается компетентность индивидов в каждой должности по узкому кругу проблем;

- индивиды нанимаются и продолжают работу на основе кон­тракта;

- отбор действующих индивидов производится на основании их квалификации; Лучшая психиатрическая клиника в израиле в Краснодаре

- людям, занимающим должности в организациях, выплачивают зарплату, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в ие­рархии;

- бюрократия представляет собой карьерную структуру, в кото­рой продвижение производится по заслугам или по старшинству, не­зависимо от суждений начальника;

- должность, занимаемая индивидом в организации, рассматри­вается им как единственное или, по крайней мере, главное занятие;

- деятельность представителей бюрократии основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю.

Определив специфические свойства бюрократии, М. Вебер разра­ботал таким образом идеальный тип управления организации. Бюро­кратия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффек­тивную машину управления, основанную на строгой рационализации. Ее характеризуют строгая ответственность за каждый участок работы, координация в решении задач, оптимальное действие безличных пра­вил, четкая иерархическая зависимость.

Однако такое идеальное положение не существует в действитель­ности, более того, бюрократия, первоначально предназначенная для достижения целей организации, на деле часто отходит от них и на­чинает не только работать вхолостую, но и тормозить все прогрес­сивные процессы. Причинами являются наличие неофициальных структур, противоречивых интересов подгрупп внутри бюрократии, а также закостенелости формальных норм, ведущих к неэффективности.

Отрицательные качества, присущие бюрократии, частично анали­зируются в модели бюрократии Р. Мертона.

Р. Мертон полагает, что постоянное неукоснительное следование формальным правилам, уступчивость и конформизм, проявляющие­ся при этом, в конечном счете, приводят к потере индивидами спо­собности принимать самостоятельные решения. Постоянная опора на правила и руководства к действию приводит к тому, что они стано­вятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение — основной за­дачей и результатом. Все это обуславливает отказ представителей бю­рократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетентности. Р. Мертон назвал данное явление «обучением неспо­собности». Следствием такого «обучения» является стереотипный бю­рократ, не имеющий воображения и способности к творчеству, негибкий в применении официальных норм и правил в ситуациях, простых и ясных для всех, кроме него. Другое следствие бюрократизации — кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другими людьми, попытка показать, что они знают тайные пружины управлен­ческого механизма.

Модель бюрократии Р. Мертона начинается с требований уста­новления контроля над элементами социальной структуры органи­зации. Эти требования заключаются в попытке создания у членов организации необходимого поведения и мотивации на выполнение заданий. Руководитель-бюрократ в таких условиях начинает забо­титься прежде всего о безопасности своего положения, а потому пред­почитает опираться на формальные правила и свою формальную власть. За правилами он не видит реальных исполнителей и все бо­лее утрачивает контроль за ситуацией. Это заставляет его еще боль­ше заботиться об упрочении и защите своего служебного положе­ния. Круг замыкается. Руководитель не может обеспечивать надле­жащий контроль и принятие обоснованных управленческих ре­шений.

Несмотря на изначально заложенную в бюрократии опасность потери компетенции и «обюрокрачивания» деятельности в сфере управления, такая форма управления в настоящее время является единственно работоспособной и приемлемой. Поэтому одна из основных задач современного управления изменение роли бюрократии в дея­тельности организации в соответствии с принципами, разработанны­ми М. Вебером. Путь к достижению этой цели многие исследователи видят в изменении установок представителей бюрократии, в установ­лении связи их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Организация социального партнерства школы и группы по делам несовершеннолетних в решении актуальных проблем несовершеннолетних правонарушителей. Преступность несовершеннолетних как социальная проблем
Преступность несовершеннолетних означает совокупность всех фактически совершенных противоправных деяний на определенной территории за определенный отрезок времени, за каждое из которых предусмотрено уголовное наказание [43; 273]. Согласн ...

Основные источники информации о населении и перепись населения как один из них
Численность и состав населения беспрерывно меняются во времени: люди рождаются и умирают, вступают в брак, или расторгают его, меняют место жительства, повышают свое образование, осваивают новые профессии. Таким образом, беспрерывно измен ...

Социальные группы разделяются по принадлежности к ним индивидов.
Ингруппа – те группы, к которым индивид чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членов таким образом, что расценивают членов ингруппы как “мы”. Признаком людей принадлежащих к ингруппе, должно быть то, что ...