Процессы управления в организациях
Страница 1
Материалы и статьи » Социальные группы и институты » Процессы управления в организациях

Все организации имеют искусственную, созданную людьми природу. Помимо этого, каждая из них стремится к усложнению своей структуры и технологии. Эти два обстоятельства делают невозможным неформальный контроль и координацию действий членов организации. Поэтому в любой организации должен быть особый орган — штаб, который должен обеспечивать ее участников целями, координировать, контролировать и направлять их усилия. Это и есть управление.

Впервые характеристики управления организацией были определены в начале ХХ в. Г. Файолем. Это планирование общего направления действий и предвидение; организовывание человеческих и материальных ресурсов; выдача распоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме; координация различных действий для достижения общих целей и контролирование поведения членов организации в соответствии с существующими правилами и нормами.

Современные организации — более сложные образования по сравнению с началом ХХ в. Управление ими в настоящее время сродни искусству, игре, науке и функции руководителей более сложны. В систему современного управления входят:

1. Деятельность руководителя как лидера организационного объединения, интеграции членов организаций;

2. Взаимодействие — формирование и поддержание контактов;

3. Восприятие, фильтрование и распространение информации;

4. Распределение ресурсов;

5. Предупреждение нарушений и управление текучестью кадров;

6. Ведение переговоров;

7. Проведение инноваций;

8. Планирование;

9. Контроль и направление действий и т. п.

Очевидно, что это далеко не полный перечень возможных действий специалиста по управлению. Опыт показывает, что ему приходит­ся заниматься рекламой, «выбиванием» дополнительных средств и мно­гими другими видами деятельности. Ясно, что настоящий управленец должен быть высокопрофессиональным работником. В организации те, кто занимается выполнением функций управления, входят в особую группу, называемую бюрократической администрацией, деятельность которой необходимо проанализировать.

Бюрократия.

Под бюрократией обычно понимается организа­ция, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты кото­рых образуют иерархию и которые различаются формальными права­ми и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Термин "бюрократия" французского происхождения, от слова «бюро» — офис, контора. Формы правления бюрократии заимствованы из клас­сических греческих полисов: власть немногих — олигархия, власть од­ного — автократия, власть всех, т.е. народа — демократия.

Бюрократия в современном виде возникла в Евро­пе в начале XIX в. и сразу же стала означать, что официальные долж­ности, чиновники и управляющие, обладающие специальными знания­ми и компетенцией, становятся ключевыми фигурами в управлении. Возникновение бюрократии в обществе с развивающейся фабричной системой, усложнением структуры организованных групп было, безусловно, явлением прогрессивным. Бюрократия имела доступ ко всем рычагам управления и потому была всесильна и подчинялась только «интересам дела»; она обеспечивала четкость и однознач­ность потоков информации в организациях. Бюрократ должен быть профессионалом высокого класса, иметь специальное образование, быть компетентным. Идеальный тип бюрократа, его отличительные свой­ства лучше всего описаны М. Вебером. В соответствии с уче­нием М. Вебера для бюрократии характерны следующие свойства:

- личности, входящие в органы управления организации, лично свободны и действуют только в рамках «безличных» обязанностей, су­ществующих в данной организации. «Безличный» здесь означает, что обязанности и обязательства принадлежат должностям и постам, а не индивиду, который может занимать их в определенный момент времени;

- ярко выраженная иерархия должностей и позиций. Это озна­чает, что определенная должность будет доминирующей над всеми ни­жестоящими и зависимой по отношению к должностям, находящим­ся выше ее. При иерархических отношениях индивид, занимающий определенную должность, может принимать решения относительно ин­дивидов, занимающих более низкие должности, и подчиняется реше­ниям лиц, находящихся на более высоких должностях;

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению: