Каково определение экономической социологии?
Материалы и статьи » Объект и предмет экономической социологии » Каково определение экономической социологии?

Покажем различия экономического и социологического подходов к исследованию социально-экономических процессов на примере истолкования ими такого системообразующего объекта современной экономической системы, каковым является рынок. Экономисты изучают рынок как сферу экономики, в которой совершается процесс товарного обращения, превращения товара в деньги и обратного превращения денег в товар; как систему экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение, цена товаров; наконец, как место, где осуществляется торговля. В отличие от этого экономическая социология исследует рынок как специфическую социальную конструкцию, обладающую сложными социальными взаимоотношениями между его участниками, в том числе и ценностными, а не только стоимостными отношениями, в рамках которых разнообразные оттенки отношений между одними людьми и социальными группами влияют на связи между другими, на более отдаленные во времени и пространстве взаимодействия. Если экономисты акцентируют внимание на стоимости, то предметом анализа социологов становятся ценности участников рыночных отношений.

Принимая во внимание все сказанное, мы можем констатировать, что в центре предметного поля экономической социологии находится экономическое поведение (и его ядро — экономическая деятельность) индивидов и социальных групп, действующих в качестве активных социальных субъектов, связанных определенными социальными отношениями и взаимодействиями и включенных в конкретные социально-экономические процессы. В этих процессах вычленяются для исследования специфическими социологическими методами их социальные аспекты. Например, изучая динамику и тенденции потребительского спроса как регулятора экономической деятельности, ориентированной на производство товаров, экономическая социология акцентирует внимание не только на объективных факторах данного процесса (скажем, среднего дохода потребителей), но и таких субъективных факторах, как интересы, вкусы, предпочтения, ценностные ориентации людей, оказывающих регулирующее влияние на их экономическое поведение и реализующихся в их социальных отношениях и взаимодействиях. Но последние регулируются действующими в обществе стандартами поведения, нормами и ценностями культуры, социальными институтами, системой управления, которые в своей совокупности составляют систему социальных механизмов развития экономики.

На основании всего изложенного можно сформулировать развернутое определение рассматриваемой отрасли социологического знания. Экономическая социология — это система научных знаний об экономическом поведении и социальных отношениях людей, испытывающих воздействие социальных норм и институтов в процессах производства, обмена и потребления материальных и духовных благ.


Рекомендуем к прочтению:

Пропаганда и паблик рилейшенз, структура пропаганды
Пропаганда (от лат. propaganda - распространение) - положительное сообщение о неконкретном объекте для максимально широкой аудитории. Пропаганда одновременно деятельность, направленная на популяризацию и распространение идей в общественн ...

Факторное влияние на территориальную локализацию населения Еврейской автономной области
На сегодняшний день формирование постоянного ядра населения на Дальнем Востоке является центральной идеей современной концепции социально-экономического развития Дальневосточного региона. Кроме того, уровень социально-экономического полож ...

История благотворительности Вятского края. Знаменитые благотворители Вятского края
Благотворительность, как форма помощи неимущим имеет в России давнюю традицию. В Древней Руси и до конца XVII в. дело призрения бедных находилось в руках церкви и монастырей, где возникали богадельни. Затем подробный план призрения был ра ...