Социальное страхование рабочих в Российской империи 1903 – 1917 г.г.
Страница 3
Материалы и статьи » Социальное страхование рабочих в Российской империи 1903 – 1917 г.г.

В связи с пересмотром закона о стачках Комитет министров высказал чрезвычайно важное, имевшее принципиальный характер соображение: «Для правильного разрешения вопросов о забастовках, возникающих исключительно на экономической почве, необходимо, чтобы рабочие были надлежащим образом организованы и знали точно свои права и обязанности». Таким образцом Комитет министров императорской России вполне ясно связывал будущий закон о свободе стачек с организацией профессиональных рабочих союзов.

Необходимо отметить, что по важнейшим вопросам решения рабочего вопроса, введения его в цивилизованное русло наподобие тому как он решался в Западной Европе, усилия министров поддерживали и промышленники России. В записке Петербургского общества заводчиков и фабрикантов направленной в Кабинет министров прямо подчеркивалось, что введению закона о свободе стачек должно предшествовать решение вопроса о рабочих союзах, ибо без рабочих организаций немыслимо осуществление ни государственного страхования на случай инвалидности и старости, ни больничных касс, ни нормировки рабочего дня.

Работа по разработке социальной политики правительства России по рабочему вопросу была продолжена совещанием, которое в 1906 году возглавил министр торговли и промышленности, шталмейстер Д.А. Философ. Это совещание проходило при активной работе в нем представителей фабрикантов и заводчиков.

Летом 1908 года Министерство торговли и промышленности внесло в III Государственную Думу законопроекты о страховании рабочих от несчастных случаев и по болезни вместе с двумя сопутствующими законопроектами о страховых присутствиях и страховом совете. Более того, предварительно все четыре законопроекта вновь были обсуждены в специальном междуведомственном совещании под председательством товарища министра торговли и промышленности Н.А. Остроградского и вновь на заседании Совета министров.

Примерно три года понадобилось III Государственной Думе чтобы поставить страховые законопроекты на обсуждение. Выявились три основных позиции по существу этих важных социальных законопроектов. Правые – октябристы, центристы – конституционные демократы и левые – социал-демократы. Если правые в лице представителя реакционной части капиталистов России барона Е.Е. Тизенгаузена – октябриста, директора фабрики Коншина в Серпухове добивались главного переложить на плечи рабочих их лечение, то левые в лице депутатов социал-демократов внесли 162 поправки максималисткого толка, требуя от государства тех приемов и видов страхования к которым еще не был готов сам рабочий класс и осуществление которых привело бы к развитию социального иждивенчества в России. Российские либералы – кадеты прекрасно понимая что правый и левый экстремизм могут привести модернизирующуюся. Россию к очередному изданию» русской смуты XVII века в лице своего докладчика Н.Н. Щепкина призывали Думу решить вопрос по «по - государственному», то есть заменить узкоклассовый подход общеклассовым. В противном случае, подчеркивал Н.Н. Щепкин вы «заставите идти трудящихся на катаклизмы». Надо уметь «пойти на некоторые жертвы» с обоих сторон и капиталистов и рабочего класса. «И если вы этого minimum, а не дадите сейчас, то вам придется дать значительно больше в будущем».

По требованию председателя Совета министров П.А. Столыпина, придававшего огромное значение социальным законам для рабочих и министра торговли и промышленности пришедших на пленарное заседание Думы была восстановлена правительственная редакция ряда статей, и в частности статьи, возлагавшей расходы за лечение на предпринимателей.

В январе 1912 года страховые законопроекты были приняты III Государственной Думой. Государственный Совет утвердил их в мае, а с 23 июня 1912 года после того, как их подписал император Николай II, они стали законами.

Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендуем к прочтению:

Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.
Природно-биологический характер этноса Л.Н.Гумилев видит в том, что он является со­ставной частью биоорганического мира пла­неты, возникает в определенных географических и климатических ус­ловиях. Любой этнос есть результат адаптации чел ...

Типология социальной политики: многообразие подходов
Социальную политику можно типологизировать по пяти критериям (основаниям), не претендуя на всеобъемлемость, строгость и бесспорность предложенной классификации: - ценностные ориентации; - степень своевременности принятия государственных ...

Семья как социокультурная среда воспитания. Семья как социальный институт
Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития, когда человек в одиночку вообще не мог выжить, через большую семью, объединявшую под одной крышей несколько поколений, к ...