Программа и рекомендации к работе с пожилыми людьми с ограниченными возможностями в условиях дефицита общения
Страница 2
Материалы и статьи » Социальная работа с пожилыми людьми с ограниченными возможностями » Программа и рекомендации к работе с пожилыми людьми с ограниченными возможностями в условиях дефицита общения

НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ

Общение людей происходит вербально (с помощью слов) и невербально, сознательно и бессознательно. В этом разделе мы собираемся обсудить различные формы человеческого общения. Вы получите представление о некоторых признаках и "сигналах", которые позволят вам понимать, какие чувства и какие реакции могут возникать у других людей, когда вы разговариваете с ними. Вы получите возможность точнее понимать, что вы сообщаете другим людям. Когда вы общаетесь с другими людьми, следует учитывать многие факторы; в частности, культурную традицию, в которой воспитан ваш собеседник (а также ту, к которой принадлежите вы сами), и наличие или отсутствие у него инвалидности.

Цель данного раздела не в том, чтобы научить вас управлять и манипулировать людьми, а в том, чтобы научить вас помогать им более комфортно чувствовать себя в жизни и стать более открытыми в общении. Это облегчит вам вашу работу в качестве ведущего, а для членов группы сделает занятия в ней более эффективными.

Прежде всего мы рассмотрим различные стили вербального общения.

1. Тон голоса. Тон голоса человека может рассказать очень много. Он может сообщить вам об эмоциональном состоянии собеседника (счастлив, зол, нервничает, в депрессии, грустит, в напряжении и т.п.); вы сможете определять, действительно ли собеседник слушает вас, согласен он с вами или нет, представляет ли для него интерес обсуждаемый предмет. Тон разговора собеседника во многом определяется его культурной традицией. Например, человек может быть приучен к тому, чтобы всегда говорить в мягком уважительном тоне независимо от того, что делается у него внутри. Или наоборот, культурная традиция требует, чтобы человек высказывался весомо и определенно даже тогда, когда предмет разговора не имеет для него никакого значения.

Тон речи может определяться также инвалидностью, например, если у человека поврежден речевой аппарат. Манера разговора у собеседника может изменяться в процессе приспособления к речевым различиям. И даже при таких различиях можно обнаружить определенные закономерности. Например, если в данной культурной традиции принято говорить мягко даже тогда, когда человек сердится, можно понять его состояние по полутонам.

УПРАЖНЕНИЕ

Разбейтесь на группы по три человека. Один человек - наблюдатель, второй - "руководитель группы", а третий - "член группы".

1. "Член группы" должен задумать три различных эмоции, которые он должен затем постараться передать тоном своего голоса.

2. Проведите пятиминутную ролевую игру, в которой "руководитель группы" просит "члена группы" рассказать о том, как он провел последнюю неделю.

3. Рассказывая, "член группы" должен постараться тоном голоса передать три задуманных им эмоции.

4. Наблюдатель следит за ролевой игрой.

5. По истечении пяти минут "руководитель группы" записывает эмоции, которые он заметил.

6. Наблюдатель тоже записывает эмоции, замеченные им по ходу наблюдения, но не называет их.

7. Затем "член группы" записывает эмоции, которые он пытался выразить.

УПРАЖНЕНИЕ

Посвятите один день наблюдениям за разговаривающими людьми. Постарайтесь отдельно определить то, что в ходе разговора выражается тоном голоса.

2. Выражение эмоций. Человек может выглядеть так, как будто внутри него извергается вулкан, и при этом говорить, что у него все в порядке. Один из членов вашей группы известен своим спокойствием, но сейчас он\она явно в напряжении. Это сигналы о том, что что-то не так, и вам следует спросить их об этом. Большинству из нас в процессе воспитания привита мысль о том, что одна из главных обязанностей взрослого человека - контроль за своими эмоциями. У каждого из нас есть облик, который мы являем миру. Обращая внимание на эмоциональные сообщения, мы можем побудить людей выражать то, что они действительно чувствуют. Это не означает, что к каждому человеку нужно относиться с подозрением или что нужно все время играть в отгадки. Это просто означает, что если вы чувствуете, что получаете от собеседника противоречивую информацию, надо внимательно ее исследовать. Не бойтесь задавать вопросы. В большинстве случаев культурная традиция внушает нам, что невежливо задавать людям вопросы личного характера, так что вам может показаться неудобным самому начинать задавать вопросы. Но не забывайте о причине, по которой вы задаете вопросы. Вы не суете нос в чужие дела и не пытаетесь смутить собеседника. Цель ваших вопросов - помочь человеку раскрыться и поговорить о том, о чем он никогда не мог поговорить раньше. Очень полезно разрешить человеку делать это в безопасной обстановке и дать ему понять, что он не одинок. В этом состоит один из плюсов взаимной поддержки. Одни члены группы учатся на опыте других.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Рекомендуем к прочтению:

Социальная роль и социальный статус человека
Каждый человек, живущий в обществе, включен в различные социальные группы (семья, школьный класс, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, от него ждут определенных поступков. Один и тот же ч ...

Приложения
Декларация независимости инвалида «Документ, который мы предлагаем вашему вниманию, профессионально интересен: он отражает позицию людей, которым мы помогаем. Но мы не всегда хорошо знаем этих людей, их ожидания, их требования к нам. Н ...

Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема. Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте.
В социально-психологических и педагогических иссле­дованиях для обозначения отклонений (девиации) в пове­дении человека используются различные определения: деликвентное поведение, девиантное поведение, асоциаль­ное поведение и т.п. Как по ...