О. Конт как основоположник социологии

Французский философ Огюст Конт, которого многие социологи считают родоначальником новой науки об обществе, родился 19 января 1798 года в городе Монпелье, в семье сборщика податей. Его родители были правоверными католиками и монархистами. После окончания интернат-лицея в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, где изучает математику, философию, глубоко интересуется социальными и экономическими проблемами.

Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает Аристотеля, который стремился рассматривать наблюдение как основу этой науки, а человека - как политическое животное. Отмечали, что особенно глубокое влияние на Конта оказал Сен-Симон (1760-1825). Трудно найти у Конта такую идею, которая в какой-то форме уже не присутствовала бы в сочинениях Сен-Симона. Это относится, в частности, к таким важным для Конта положениям, как идея прогресса, значение науки, в особенности социальной, в современную эпоху, различие "критических" и "органических" периодов в развитии общества и т.д. [1]

Можно сказать, что собственно идея социальной реальности, ключевая для становления социологии как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-Симона. Сам термин "позитивная философия" последний использовал еще в 1808 г., т.е. задолго до публикации трудов основателя позитивной философии. У него же встречаются и тезисы (впоследствии развитые Контом) о том, что "наука о человеке", "социальная физика", или "социальная физиология", - это часть общей науки, которая базируется на наблюдении и ее методы должны быть теми же, что и методы естественных наук. Еще Карл Маркс писал, что до Конта Сен-Симон в "Письмах Женевского обитателя" (1803) указывает на аналогию между социальным телом и биологическим организмом.

Не было бы ошибочным считать Конта простым продолжателем учения Сен-Симона. Во-первых, между ними существуют определенные теоретические и социально-практические расхождения. Сен-Симон делает основной акцент на проблеме социального прогресса, Конт, не отрицая прогресс, большее значение придает проблеме социального порядка. Конт - сторонник централизации политической власти, социальной иерархии и субординации, Сен-Симон, наоборот, предсказывает исчезновение государства и доказывает фундаментальное равенство между людьми. Утверждая значение интеллектуального прогресса как необходимого условия социальной реформы, Конт упрекал Сен-Симона в поспешности и отмечал, что тот хочет лечить болезнь, природу которой еще не изучил. Во-вторых, и это самое главное, идеи Сен-Симона выражены в неразвернутой форме, чаще в виде отдельных высказываний. У Конта наоборот, те же идеи представлены в виде развернутых, систематических концепций и теорий.

В целом Конт стремился объединить противоречивые идейные традиции: просветительскую идею прогресса и традиционализм, просветительский рационализм. Конт считает устаревшей христианскую догматику, но не религию как таковую. Религия вечна, так как человек, в его интерпретации, - существо не столько рациональное, мыслящее, рассуждающее, сколько эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для обновления религии, так же как и всего человечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные основания.

Конт признает важный вклад Т. Гоббса в развитии теории государства. Чрезвычайно высоко Конт оценивает вклад Монтескье, который впервые распространил принцип детерминизма на познание социальных явлений и показал, что эти явления подчинены действию естественных законов. Но особенно высоко он ценит двух мыслителей, идеи которых противостояли друг другу: де Местра (1753-1821) и Кондорсе (1743-1794). Он сделал попытку соединить и примирить традиционализм и либерализм, консервативный и революционный дух. Конт рассматривает концепции обоих мыслителей как взаимодополняющие. Главный социальный лозунг Конта "Порядок и прогресс" опирается на идею порядка у де Местра, сформированную в работе "О папе". Кроме того, он развил идею прогресса у Кондорсе, которого Конт считал своим "духовным отцом", у которого он и позаимствовал идею трех стадий.

На формирование взглядов Конта оказало большое влияние учение социалиста-утописта Ш. Фурье (1772-1837), который видел задачу своей жизни в разработке "социальной науки" как части теорий "всемирного единства", проповедовавшего смену строя цивилизации новым общественным строем - социальной гармонии.

Также он испытал влияние либерального направления в политической экономии, главным образом Адама Смита (1723-1790). У "прославленного и рассудительного" Адама Смита отмечается глубокий анализ разделения труда. "Мудрый" Тюрго (1727-1781), несомненно, также повлиял на контовское представление о прогрессе, разделив культурный прогресс человечества на три стадии: религиозную, спекулятивную и научную[2].


Рекомендуем к прочтению:

Технология проведения мониторинга
Для эффективной организации проведения мониторинга на уровне общеобразовательного учебного заведения целесообразно использовать следующий алгоритм. 1. Приказом руководителя учебного заведения утвердить состав рабочих групп по проведению ...

Взгляды Эмиля Дюркгейма по вопросам воспитания и образования
Общество навязывает нам цели воспитания, утверждает Дюркгейм, повелевает нам развивать у наших детей, прежде всего, те качества, которые роднят их со всеми людьми. В силу каких же причин общество оказывает моральное давление на индивидов ...

Важны ли внешность и деньги
Мы нашли результаты опросника английских тинэйджеров. В анкетировании принимало участие 70 человек. Можно сказать, что 50 подростков из опрошенных считают, что внешность важна, и 20 человек считают, что деньги важны. Свои деньги они чаще ...