По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее - самый важный и сложный, поэтому социология - своего рода царица других наук.
Он дает такую классификацию наук: математика − астрономия - физика - химия − биология-социология. Конт утверждает, что восторжествовавший в математике, астрономии, физике, химии и биологии образ мышления должен в конечном счете победить и в области политики и привести к созданию позитивной науки об обществе - социологии.
Но цель этого сочетания не только в доказательстве создания социологии. Начиная с биологии, науки перестают быть аналитическими, а непременно становятся по преимуществу синтетическими. Это нарушение методологии создаст основу для социологической концепции исторического единства.
Каждый из терминов - аналитический и синтетический - приобретает у Конта разные значения. Конкретный пример: науки о неорганической природе - физика и химия - аналитические в том смысле, что они занимаются законами развития единичных явлений, единичных неизбежно и закономерно. Напротив, в биологии невозможно объяснить орган или функцию, если не рассматривать их в рамках всего живого организма. Только в целом организме отдельный биологический факт приобретает свое значение и находит объяснение. Если бы мы захотели произвольно и искусственно вырвать часть живого организма, мы имели бы дело с мертвой материей. Живая материя как таковая - глобальна или целостна.
Эта идея преобладания целого над частью должна быть перенесена в социологию. Невозможно распознать состояние отдельного общественного явления, если не поместить его в рамки социального целого. Неясны положение религии в отдельном обществе и определенная форма государственного устройства, если не рассматривать это общество как целое. Для понимания отдельных эпизодов в истории отдельного народа следует обратиться ко всей истории рода человеческого. Приоритет целого над частным приводит к выводу: история человеческого рода есть нечто первичное, а именно подлинный объект социологии.
Конт был приверженцем логики, воспитанным на тех дисциплинах, которые преподавались в Политехнической школе. Раз он утверждал первенство синтеза над анализом, то должен был прийти к заключению, что общественная наука, которую он стремился создать, имела в качестве объекта историю человеческого рода. Следует добавить, что Конт, рассматривая социологию как науку в ряду других наук, пользуется формулой, которую он применял в "Опускулах": подобно тому, как нет свободы совести в математике или астрономии, ее не должно быть и в социологии. Раз уж ученые навязывают свои сентенции невежам и дилетантам в области математики и астрономии, логично, что они должны равным образом навязать свой приговор в сфере социологии и политики. А это, очевидно, предполагает, что социология может устанавливать сразу то, что есть, что будет и что должно быть. Впрочем, синтетическая социология Конта, будучи наукой об истории как целостности, определяет не только то, что было и есть, но и то, что будет, на основании принципа детерминизма. То, что будет, оказывается обоснованным тем, что философы прошлого именовали человеческой природой, а Конт попросту называет реализацией человеческого и общественного порядка[3].
На третьем этапе своего мышления он приходит к доказательству единства человеческой истории на базе теории природы человека и одновременно общества. Для того чтобы история человечества предстала единой, важно, чтобы во всех обществах, во все времена человек обладал некоторой узнаваемой и поддающейся определению природой. Нужно также, чтобы любое общество имело свой порядок, который можно было бы обнаружить при всем разнообразии обществ. Наконец, из природы человека и общества должны выводиться основные характеристики становления истории.
Итак, социология может и должна использовать достижения других наук, изучающих иные сферы реальности. Эти науки, особенно биология (непосредственно предшествующая социологии в иерархии наук), являются по отношению к ней вводными, подготовительными. Вместе с тем они служат для нее теоретико-методологическим образцом, ведь социология позже других дисциплин приблизилась к позитивному состоянию, в ней сохранилось особенно много теологических и метафизических элементов, воображение в ней до сих пор главенствует над наблюдением.
Рекомендуем к прочтению:
Основные направления и представители классической социологии.
Натурализм: Герберт Спенсер
Виднейшим представителем натурализма в социологии был английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903), который в созданной им системе синтетической философии пытался объединить все теоретические науки того времени. Его взгляды основывались ...
Факторы и формы социальных изменений
Важным является и вопрос об источниках, факторах, причинах происходящих в обществе изменений. Какие же причины вызывают изменения в обществе? Одна из них связана с непрерывным процессом функционирования общества, постоянной деятельностью ...
Проблема определения объекта социальной политики
В настоящее время существуют десятки определений социальной политики, отличающихся и по форме, и по содержанию. При подобном объеме трактовок целесообразнее анализировать не каждое из них, а общие подходы к толкованию понятия. Классификац ...
|