Понятие этноса и его виды.
Страница 1
Социология национальных отношений » Понятие этноса и его виды.

Прежде всего, необходимо определится с тем, что же такое этнос, этнография. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано, что этнография – это наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, а также особенности быта, нравов и культуры какого-либо народа. В специальной литера­туре под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность лю­дей, проживающих на отдельной территории, имеющей свою самобытную культу­ру, язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса - Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. ( Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.). Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настрое­нием и пе­ре­живаниями, которые аккумулируются в выражении «мы ­группа», призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией. Частный мастер по ремонту стиральных машин на дому в Москве

Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социаль­ными образованиями, формами социальной жизнедеятельности людей, рассматриваемых в со­циологии в качестве социокультурных систем, так как этнос, как и любая другая значительная социальная группа, обладает своей культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей. Поэтому следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющие ее сре­ди других социальных образований.

Во-первых,

это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности. Знание языка является важней­шим критерием идентификации членов этнической группы, то есть опре­деление его как «своего» или «чужого».

Во-вторых,

это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длитель­ную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа, нации, которую ее представители передают из поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения – это один из факторов, объединяющих представителей данного этноса, способствующий формированию у них чувства естественной близости и родственности.

В-третьих,

наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выра­жающееся в своеобразии жилищных построек (у многих народов Севера и кочевых племен, на­пример, преобладают не кирпичные строения, а юрты, у этнических групп, проживающих на побережье, жилище может выглядеть в виде свайных построек и т.д.). Состав и приготовление пищи представителей разных этнических групп также может значительно различаться, как и способ ее приго­товления: у народов Востока в питании преобладает рис, в Латинс­кой Америке – кукуруза, многие народы Севера употребляют в пищу оленину и т.д.

В-четвертых,

особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым пове­дением – убранство жилья, брачные обряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невес­ту «выкуп» – калым), взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками.

В-пятых,

это нормативы повседневного поведения, этикета ­обращения, приветствия, характерные жесты и символы (у многих на­родов Востока, в отличие от европейцев, при встрече принято кла­няться, а сама встреча знакомых людей может вылиться в долгий раз­говор о здоровье и благополучии родных и близких людей).

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Тенденции развития социальной инфраструктуры
В современных условиях социальная инфраструктура – важная характеристика степени экономической и социальной развитости общества, показатель широты и глубины использования материальных возможностей для рациональной жизнедеятельности людей. ...

Функции института образования
Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в современном обществе институтом образования. Их достаточно много, и разные авторы акцентируют внимание на различных сторонах деятельности института образования. Но наибольшую культурную и с ...

Особенности форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Семейным законодательством Российской Федерации предусмотрены несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – это усыновление, опека (попечительство), приемная семья, устройство в государственные учрежд ...