Понятие этноса и его виды.
Страница 2
Социология национальных отношений » Понятие этноса и его виды.

В-шестых,

следует отметить также и такую немаловажную деталь как гигиенические пра­вила, отражающие в значительной мере природ­ные условия обитания эт­носа.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй - социокультурным, тяготеющим к социологическому воззре­нию. Истоки первого восходят к середине ХIХ в., его защищали пред­ставители так называемой расово-антропологической школы (Ж.Го­бино, С.Аммон, Ж.Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено гене­тически обу­словленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и ду­ховное развитие личности, ее интеллектуальные и твор­ческие способности. Общест­венный прогресс, согласно им, обеспечи­вается главным образом белой, европеоидной расой, а куль­тур­ная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несо­вершенствами их расо­вых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расо­вых пред­рассудков.

В настоящее время среди представителей естественных наук, изучающих биологические предпосылки поведения человека (генетика, этология, социобиология), преобладает точка зре­ния, что все расы и народы обладают примерно одинаковым уровнем физических, интел­лекту­альных, духовных способностей, т.е. имеют единый биологичес­кий источник, единую био­грамму человека, что дает основание гово­рить о биологическом единстве человечества. Вместе с тем, отмечая биологическое единство человечества, представители естественных наук указы­вают на важную роль биологической компоненты в поведе­нии человека, подчеркивают генети­ческую обусловленность отдельных форм поведения. Такая позиция естествоиспытателей поро­ждает споры среди обществоведов, большая часть которых продолжает придержи­ваться тради­ционной позиции социокультурного детерминизма. Наряду с этим в отечественном и зарубеж­ном обществоведении имеется нема­ло ученых, подчеркивающих определенную роль природно-биологичес­ких факторов поведения. В отечественной этнографии подобную пози­цию отстаивал известный ученый Л.Н.Гумилев, развивающий «пассио­нарную теорию этногенеза», заметно вы­деляющуюся на фоне распрост­раненного в нашей этнографии культурологического подхода.

Страницы: 1 2 


Рекомендуем к прочтению:

Стратификация общества
Социальная стратификация – иерархически организованные структуры социального неравенства, существующие в любом обществе. Стратификация возникает по причине неравного распределения результатов труда всех членов общества. Основные каналы до ...

Резюме
1. Этика социальной работы является относительно самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности морально-нравственной стороны социальной работы, определяя специфику реализации принципов общечеловеческой морали в сфере соци ...

Долг социального работника перед самим собой
Долг социального работника перед самим собой, в основном, лежит в области его формального и неформального авторитета. Формальный авторитет специалиста представляет собой авторитет его профессии и должности. Неформальный же является показ ...