Некоторые ошибки марксизма в его экономической теории
Страница 1
Материалы и статьи » Содержание социологической теории марксизма » Некоторые ошибки марксизма в его экономической теории

Марксизм – идеология, оказавшая огромное влияние на жизнь человечества. Одни слепо следуют ей, другие начисто ее не принимают.

Прежде всего надо указать на интегральный характер марксизма. Это – интегральное знание, совмещающее в себе нравственную оценку, науку и религию.

В марксизме есть религиозная составляющая, воздействующая на духовную компоненту человека. Там есть «священное писание» (труды основоположников), «пророки» (лидеры марксизма), «церковь» (партия), «богослужения» (партийные собрания), «крестные ходы» (демонстрации), «еретики» (меньшевики, троцкисты, отзовисты и проч.), «исповедь» (самокритика) и даже «мощи» В СССР Фактически была создана некая «религия», причем КПСС выполняла социальные функции Церкви, причем с большим размахом и эффективностью. Разумеется, это была псевдорелигия, которая не приводила к Богу, не давала спасения в вечности, хотя и обеспечивала определенное единство общества и его направленность к «общей цели» – коммунизму. Но эта «религия» формировала веру в абсолютную правильность доктрины. В результате марксизм перестал развиваться и превратился в набор мертвых догм, оторванных от реальности. Это привело в СССР к массовому отпадению от марксистской «религии», и в конечном счете – к гибели советского социализма.

Марксизм следует рассматривать как социологическую теорию своего времени, хотя и содержащую в своем составе ряд верных моментов, но основанную на принципиально неверных положениях.

Марксизм отрицает Бога, Его существование и потому рассматривает религию, церковь как «опиум для народа». Конечно, атеизм как основа миросозерцания для христианина совершенно неприемлем. Однако в марксизме присутствие атеизма имеет как субъективную так и объективную причину.

С одной стороны, это личный выбор основателей марксизма К. Маркса и Ф. Энгельса. Однако с другой стороны, западная церковь прочно отрицала социализм даже в христианской оболочке. Поэтому проповедь социализма была возможна лишь при условии полного размежевания с Церковью, борьбы с ней, что неизбежно вело к атеистической идеологии.

Марксизм строит свое миросозерцание на тотальном материализме: человек является «совокупностью общественных отношений»; сами же «общественные отношения» определяются развитием «производительных сил», т.е. чисто материальным аспектом жизни человечества. Причиной же развития «производительных сил» являются материальные потребности человека в пище одежде, жилище и проч.

Такой взгляд, как концептуальная основа, с точки зрения христианской социологии неприемлем. И к тому же он крайне уязвим. Ибо уже «производительные силы» – именно произведение духа, человеческой воли, таланта, которые наши свое воплощение в материальных объектах. Что же касается сугубо материальных потребностей человека, то сказано «не хлебом единым жив человек, но словом Божьим». Подлинное христианство есть гармоническое единство духовных и материальных сторон человеческой природы, где духовное управляет материальным.

Укажем теперь на некоторые ошибки марксизма в его экономической теории.

Одним из главных выводов Маркса из анализа капиталистического общества является наличие эксплуатации.

Маркс считал, что нанимаясь на работу, рабочий продает не свой труд, а «рабочую силу», т.е. способность к труду, те навыки, умения, волю и физические силы, которые капиталист использует для изготовления товара. Поскольку, как он думал, сделки в рамках капиталистического рынка всегда справедливы, то рабочий получает за проданную рабочую силу сполна. Капиталист, используя эту рабочую силу, получает товар, который продает по большей цене. Разницу, в силу права частной собственности на этот товар, капиталист кладет в свой карман. Эта разница, называемая Марксом прибавочной стоимостью, и является мерой эксплуатации.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Национальная программа демографического развития России
Этот пункт хочется начать со слов бывшего президента РФ Путина В.В. в послании к ФСРФ. «…А теперь о главном. … О семье. И о самой острой проблеме современной России - о демографии. Проблемы экономического и социального развития страны те ...

Религия как социальный институт
Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия как социальный институт», необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается по ...

Проект введения клиентской службы с 01.11.2007г. в Управлении ПФР в Невском районе Санкт-Петербурга
С 01.11.2007 года в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Невском районе Санкт-Петербурга была введена в действие клиентская служба, начальником которой является Бархвиц Маргарита Алексеевна. Введена он была для того чтобы в ...