Марксизм – идеология, оказавшая огромное влияние на жизнь человечества. Одни слепо следуют ей, другие начисто ее не принимают.
Прежде всего надо указать на интегральный характер марксизма. Это – интегральное знание, совмещающее в себе нравственную оценку, науку и религию.
В марксизме есть религиозная составляющая, воздействующая на духовную компоненту человека. Там есть «священное писание» (труды основоположников), «пророки» (лидеры марксизма), «церковь» (партия), «богослужения» (партийные собрания), «крестные ходы» (демонстрации), «еретики» (меньшевики, троцкисты, отзовисты и проч.), «исповедь» (самокритика) и даже «мощи» В СССР Фактически была создана некая «религия», причем КПСС выполняла социальные функции Церкви, причем с большим размахом и эффективностью. Разумеется, это была псевдорелигия, которая не приводила к Богу, не давала спасения в вечности, хотя и обеспечивала определенное единство общества и его направленность к «общей цели» – коммунизму. Но эта «религия» формировала веру в абсолютную правильность доктрины. В результате марксизм перестал развиваться и превратился в набор мертвых догм, оторванных от реальности. Это привело в СССР к массовому отпадению от марксистской «религии», и в конечном счете – к гибели советского социализма.
Марксизм следует рассматривать как социологическую теорию своего времени, хотя и содержащую в своем составе ряд верных моментов, но основанную на принципиально неверных положениях.
Марксизм отрицает Бога, Его существование и потому рассматривает религию, церковь как «опиум для народа». Конечно, атеизм как основа миросозерцания для христианина совершенно неприемлем. Однако в марксизме присутствие атеизма имеет как субъективную так и объективную причину.
С одной стороны, это личный выбор основателей марксизма К. Маркса и Ф. Энгельса. Однако с другой стороны, западная церковь прочно отрицала социализм даже в христианской оболочке. Поэтому проповедь социализма была возможна лишь при условии полного размежевания с Церковью, борьбы с ней, что неизбежно вело к атеистической идеологии.
Марксизм строит свое миросозерцание на тотальном материализме: человек является «совокупностью общественных отношений»; сами же «общественные отношения» определяются развитием «производительных сил», т.е. чисто материальным аспектом жизни человечества. Причиной же развития «производительных сил» являются материальные потребности человека в пище одежде, жилище и проч.
Такой взгляд, как концептуальная основа, с точки зрения христианской социологии неприемлем. И к тому же он крайне уязвим. Ибо уже «производительные силы» – именно произведение духа, человеческой воли, таланта, которые наши свое воплощение в материальных объектах. Что же касается сугубо материальных потребностей человека, то сказано «не хлебом единым жив человек, но словом Божьим». Подлинное христианство есть гармоническое единство духовных и материальных сторон человеческой природы, где духовное управляет материальным.
Укажем теперь на некоторые ошибки марксизма в его экономической теории.
Одним из главных выводов Маркса из анализа капиталистического общества является наличие эксплуатации.
Маркс считал, что нанимаясь на работу, рабочий продает не свой труд, а «рабочую силу», т.е. способность к труду, те навыки, умения, волю и физические силы, которые капиталист использует для изготовления товара. Поскольку, как он думал, сделки в рамках капиталистического рынка всегда справедливы, то рабочий получает за проданную рабочую силу сполна. Капиталист, используя эту рабочую силу, получает товар, который продает по большей цене. Разницу, в силу права частной собственности на этот товар, капиталист кладет в свой карман. Эта разница, называемая Марксом прибавочной стоимостью, и является мерой эксплуатации.
Рекомендуем к прочтению:
Теоретические основы анализа современного социокультурного процесса. Анализ социокультурного процесса в различных философских теориях
На современном этапе общество находится в духовно-интеллектуальном кризисе, в основе которого лежит кризис культуры. Он заключается в том, что культура уже не может развиваться эффективно в той форме, в которой она существует сейчас, т. к ...
Программа социологического исследования
Программа социологического исследования
– это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методичес ...
Характеристика инструментария (анкеты, кодификатора и т.п.)
Всего в анкете 15 вопросов, в том числе:
1. Вопросы по содержанию:
1.1. О личности респондента – 3
1.2. О фактах поведения - 4
1.3. О фактах сознания - 3
2. Вопросы по форме:
2.1. Открытые – 2
2.2. Закрытые – 11
2.3. Полуоткрытые ...
|