Некоторые ошибки марксизма в его экономической теории
Страница 2
Материалы и статьи » Содержание социологической теории марксизма » Некоторые ошибки марксизма в его экономической теории

Эта теория Маркса множество раз подвергалась критике. И надо сказать – совершенно справедливо. Ибо тезис о том, что рабочий продает свою «рабочую силу», крайне уязвим. Все же не свою способность к труду продает рабочий, а именно сам труд, его определенное количество с заранее оговоренным результатом – об этом говорит весь колоссальный общечеловеческий опыт найма на работу. Но отсюда критики Маркса очень часто делали вывод, что раз рабочий продает свой труд, то и капиталист оплачивает его сполна и потому никакой эксплуатации при капитализме не существует. Подлинная суть механизма капиталистической эксплуатации в другом – в неэквивалентности сделок.

Маркс был сторонником трудовой теории стоимости. Она считает, что стоимость любого товара определяется трудом, затраченным на его изготовление, и только им. В процессе изготовления товара используется сырье (которое бесплатно берется у природы) и человеческий труд. Поэтому труд объективно и является единственной компонентой стоимости.

Критики Маркса эту теорию яростно критиковали, и опять-таки справедливо. Дело в том, что она не соответствует реальности: цена (являющаяся рыночной оценкой стоимости) зависит не только от затрат производителя, но и от полезности изготовленного товара (вещь с пониженным спросом приходится продавать по более низкой цене).

Однако эти (совершенно верные) соображения не дают основания полностью забыть о трудовой теории. Дело в том, что современное ценообразование действительно выражает компромисс между экономическими силами участников купли-продажи, завися от всей скрытой несправедливости такой системы. Иначе говоря, «так есть», но «так не должно быть».

Таким образом, Маркс тут сделал ошибку, очень характерную для марксизма вообще: он абсолютизировал то, что принадлежит сфере нравственности.

Отметим, что именно социализм, стремясь к справедливой оценке труда, вводил трудовую теорию (в СССР во многом она была реализована). Однако справедливость – лишь низший уровень любви. Более высокая степень любви требует распределения не по труду, а по нужде: больше должен получать самый нуждающийся. Так должно быть в христократическом обществе.

С появлением марксизма кардинально меняются взгляды на развитие общества. Современная социология рассматривает марксизм как наиболее развитую в историческом контексте идеологию, которая после краха одного из его течений – советского социализма, ставит по вопрос наличия какого-либо наследия в аспекте исторического развития и возможность дальнейшей эволюции данной идеологии вообще.

Сам марксизм как социальная концепция определенно мертв, но его позиция в контексте мира, все более и более приближающегося к марксистскому пониманию капитализма: он подвержен колебаниям, он глобален, его преследуют кризисы, он раскалывает общество на два лагеря. Раз большинство умов полагают, что место марксизма на кладбище, то это, вероятно, значит, что марксизм не просто теория мира, прошлого или настоящего, это также и теория его трансформации в нечто другое, теория будущих возможностей.

Страницы: 1 2 


Рекомендуем к прочтению:

Структура социального конфликта
Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов. Применительно к конфликту такой подход неприемлем, так как наряду с тем, что он является системой, ко ...

Технология проведения мониторинга
Для эффективной организации проведения мониторинга на уровне общеобразовательного учебного заведения целесообразно использовать следующий алгоритм. 1. Приказом руководителя учебного заведения утвердить состав рабочих групп по проведению ...

Рабочая сила
Рабочая сила также является социально-экономической категорией. Рабочая сила непосредственно соединена со средствами производства и воссоединена с личностью. Носителями единичной рабочей силы являются все трудоспособные члены общества, фа ...