Основные проблемы студенческой семьи. Учеба и семья
Страница 2
Студенческая семья и ее проблемы » Основные проблемы студенческой семьи. Учеба и семья

Однако приходится констатировать, что сегодня со­держанием обучения удовлетворены лишь 29 % студентов из всех опрошенных в ходе исследования

Серьезные претензии студенты предъявляют и к пре­подавателям учебных заведений. Многие из опрошен­ных отмечали некомпетентность, неграмотность некото­рых преподавателем, их профессиональное несоответст­вие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, пре­вращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной степени дискредитируют вузовское об­разование. Студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремон­ность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отноше­ние к тем, кто имеет влиятельных родственников. В та­ких условиях очень сложно хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе и семейные, полагают, что по­высить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, ра­зумеется, можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при рас­пределении на работу в зависимости от качества по­лученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной тех­никой, хорошими учебниками и научной литературой.

Примечательно, что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с будущими бла­гами. В этом есть резон. Хорошо подготовленный спе­циалист вправе рассчитывать на соответствующее воз­награждение со стороны общества.

У семейных студентов мы предполагали выявить ти­пичный для этой категории студенчества набор жизнен­ных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, как нам казалось, некоторые отличия от тех же пока­зателей у несемейных студентов. При этом мы исходи­ли из того, что семейное положение побуждает их бо­лее ответственно относиться к учебе, к овладению про­фессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах сту­дентов о жизненных целях. Получить хорошую зарплату сразу после окончания вуза хотели бы 90,4 % семей­ных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. Пред­положение, что семейная жизнь отрицательно сказыва­ется на успеваемости, не подтвердилось. Существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несе­мейных студентов обнаружить не удалось. Было полу­чено следующее распределение ответов на вопросы об успеваемости у семейных студентов (в % к числу оп­рошенных):

В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. /Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части студентов (41,1 % мужчин и 34,6 % женщин) явилась фактором, стимули­рующим учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Однако суще­ствует некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один из них - нали­чие детей. Так, 18,5 % женатых студентов и 31,2 % за­мужних студенток отмечают, что семейные дела, слож­ности, связанные с уходом за ребенком (если им за­ниматься добросовестно), отнимают много сил, време­ни и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как сре­ди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в от­сев по неуспеваемости попадают чаще всего те студент­ки, которые имеют детей и плохо налаженный быт.

Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, свя­зано с уровнем подготовленности к браку.

Интересны данные о совмещении супругами учебной и семейной деятельности в различных типах семей. Од­нако последняя заметно мешает учебе женщин из се­мей анархического типа, где есть ребенок. Как прави­ло, эти женщины оказываются в неблагоприятных ус­ловиях. Брак для них создает ситуацию, в которой «се­мейная жизнь мешает учебе, а учеба - семье». Более половины из них учатся на «удовлетворительно». Сре­ди мужчин «страдающими» от семьи чаще всего так­же являются «анархисты». Неорганизованность семей­ной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В условиях психологического дис­комфорта очень сложно достичь необходимого качест­ва профессиональной подготовки. Самые благоприятные результаты от совмещения учебной и семейной деятель­ности наблюдаются в семьях демократического типа (на­помним, что их 81,5 %): почти половина мужей и жен стали «учиться лучше после того, как вступили в брак, учеба тоже не мешает семье». 65,8 % мужчин и 63,5 % женщин из этих семей учатся без «троек».

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Теоретические аспекты социологии. Объект и предмет социологии
Любая научная дисциплина имеет свой объект и предмет исследования. Более того, именно точное определение собственного предмета исследования дает основания для появления новой науки. Так, например, социология выделилась как самостоятельная ...

Резюме
1. Этика социальной работы является относительно самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности морально-нравственной стороны социальной работы, определяя специфику реализации принципов общечеловеческой морали в сфере соци ...

О предмете социологии молодежи
Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями, это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, культуры, личности, права, религии, свободного времени, труда и т.д. Поэтому проблемы молодежи исслед ...