Гипотезы исследования

Гипотеза исследования – это предположение о структуре социальных объектов, механизме их внутренней динамики, взаимодействии с внешними факторами или другими объектами, а также тенденциях и основных направлениях (перспективах) развития.

Для выдвижения гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность, но и осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии.

Формирование гипотезы в сознании исследователя — сложный и пока еще мало изученный процесс. Ясно, что в психологическом плане здесь наряду со способностями к конструированию и переконструированию знаний, мысленному моделированию значительную роль играют проблемное видение, альтернативный характер мышления, перенос и интуиция.

В логическом плане происходит движение от анализа научных фактов, не объясняемых имеющейся теорией, к ведущей идее преобразования и новому замыслу, которые затем развертываются в гипотезу.

Гипотеза — это своего рода эпицентр исследования, проводимого как на макро-, так и на микроуровне. В форме гипотезы возникает и развивается новое знание, новая теория. Именно в гипотезе синтетически представлены содержание и процессуальная сторона творческого поиска: исходная концептуальная основа, идея и замысел ее реализации.

Целесообразно содержательную сторону гипотезы рассматривать в единстве с ее языковым оформлением.

Возможны различные типы гипотез:

· Описательные (дают общую характеристику изучаемого явления), объяснительные (предположения о причинно-следственных связях объекта исследования); прогностические (предсказания на основе анализа объективных тенденций развития изучаемого объекта);

· Первичные (выдвигаемые на первых этапах исследования), вторичные (повторные, уточняющие первичные); рабочие (служат в качестве исходных, предварительных предположений);

· Основные (важнейшие, определяют логику исследования, его основные задачи); неосновные (связаны с частными задачами, имеют выход на промежуточные или побочные результаты);

· Гипотезы основания (базовые) и гипотезы следствия (как результат дедуктивных выводов от общих теоретических посылок к частным, эмпирически интерпретируемым следствиям);

Существуют определенные требования к сформулированным гипотезам:

1. Гипотезы должны соответствовать целям и задачам исследования;

2. Опираться на известные социологические теории, истинность которых доказана;

3. Не противоречить проверенным, научно подтвержденным эмпирическим фактам;

4. Основываться на репрезентативной информации;

5. Проверяться методами и средствами, не выходящими за рамки возможностей социологической лаборатории.


Рекомендуем к прочтению:

Роль телевидения в формировании культуры повседневности студентов
Социальные институты Культура повседневности студентов Программы телевидения Каналы - семья образование СМИ Интернет межличностные отношения - Игра Досуг (отдых) Агрессия (борьба) Труд (учёба) Любовь и сексуа ...

Развод как социально-психологический феномен. Семья как источник психических травм
Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическ ...

Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных
Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка. На этом этапе выделяются существенные признаки или один какой-либо признак (например, пол, возраст, образование), и респондент зачисляется в ту и ...