Социокультурный процесс с точки зрения синергетики. Диалектика стабильности и нестабильности в социокультурном процессе
Страница 2
Материалы и статьи » Историческое формирование социокультурного процесса » Социокультурный процесс с точки зрения синергетики. Диалектика стабильности и нестабильности в социокультурном процессе

Если бы человечеству удалось проникнуть в тайны всех законов информации, т.е. познать тайну мироздания, посредством информации, то он стал бы бессмертным, например, компьютер сохраняет свою «душу» (информацию), довольно таки долгое время; генная инженерия доказала, что гены, как носители информации, тоже, своего рода, доказательство бессмертия человечества, да и культура, как генный носитель социальной информации, не может никогда состарится, а значит и умереть, потому что она не подчиняется законам физики.

Человек в какой-то степени рискует, если у него все по расписанию, т.е. все продуманно, сознательно, в мире порядка и хаоса, а затем возникновения чего-то нового, предопределенного судьбой. Она объективна, как сегмент жизни человека, и ее не выбирают, т. к. на нее влияют самые разные причины. Вот тогда и возникает рок, в жизни человека, как что-то неотвратимое, независящее от его воли, это только часть его жизни, в которой господствует еще и случай.

У человека всегда есть воля к выбору в альтернативных условиях, а значит он сознательно рискует в определенных жизненных обстоятельствах. Отсюда возникают как бы два полюса «да» и «нет», но иногда человек поступает таким образом, что ни «да» ни «нет», т.е. не выбирает не одного варианта и вот тогда-то появляются новые варианты, а это и есть творчество, как основа нестабильности.

Воспринимая мир по-новому, нынешняя культура и по-новому видит человека в нем. Часто то, что начинается с нестабильности, под влиянием обстоятельств, в процессе своего исторического развития становится стабильностью. Свойством культуры в наше время, есть то что она, пытается, не смотря ни на что, сохранить судьбоносные моральные и эстетические ценности.

Культура, по своей природе, очень консервативна и в какой-то степени все новое принимает «в штыки», и как бы, защищаясь, порождает новую деятельную псевдокультуру, которая потом неминуемо приводит к застою, консервации, т.е. возникнет состояние стабильности. Возьмем к примеру, культуру элиты. Она всегда ассоциируется с прошлым, тогда как новая культура спонтанно возникает как взрыв в ее недрах и обслуживает огромную массу людей, а значит, такая культура становится демократичной. А без этого культура просто событие в истории, которое не смогло оставить свой след в жизни человечества.

В процессе противоборства культур возникает нестабильность, но затем неотвратимо наступает стабильность мировой культуры. Культура занимает все жизненное пространство человека, только через призму культуры становится понятным мир. Творчество, как нестабильность и традиция – стабильность, как две стороны одной медали две стороны анализируемого социокультурного процесса. Традиция присутствует везде, в морали, науке, религии и т.д., но это и есть, ни что иное, как информация сохраненная временем, позволяющая обществу устойчиво развиваться.

В недрах культуры постоянно идет борьба между стабильными и нестабильными ее составляющими. Например, с одной стороны, стабильное – это знаковые системы, как основа решения всех проблем, социокультурная картина мира, категории культуры – своего рода психология сознания носителей культуры, а с другой стороны – нестабильное, культурные отношения, новые культурные обстоятельства приобщения людей к культуре, новые ситуации происходящие в культурном социуме, приводящие к новым проблемам и отсюда возникает новаторство, изобретение нового, творческого начала. В недрах старого зарождается новое, чтобы затем опять возродится в новейшем, итак цикл изменения культуры снова повторяется на более новом качественном уровне. Таким образом в культурном социуме традиция как бы обновляется, приводя постепенно к стабильности общества.

Новые культурные ценности создают первопричину ускоренного развития общества, которые и вызывают к жизни творчество. Культура становится открытой и быстро реагирующей на влияние обстоятельств. Таким образом, культура становится импульсом энергии в социальном и культурном пространстве человечества и простые, незаметные на первый взгляд, вещи становятся культурными ценностями. Итак, единственная ниточка, которая связывает общество богатых и бедных это культура результат их культурного взаимодействия.

Совместная культура, может выступать как историческая память, а следственно имеет способность объединять людей, тогда как потенциально разделительными выступают производство, религия, традиции, национальность и этнические разнообразные различия. Культура пытается стабилизировать эти потоки нестабильности, но не в достаточной степени, чтобы остановить развитие социокультурных отношений и производства.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Государственная поддержка пожилых людей. Объективная необходимость досуга населения и её место в политической жизни государства
Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются защита и социально-экономическая поддержка населения. Система досуга, как показывает практика, вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элеме ...

Методы социального прогнозирования. Теоретико-методологические основы методов социально экономического прогнозирования
Социально-экономическое предвидение основных направлений общественного развития предполагает использование специальных вычислительных и логических приемов, позволяющих определить параметры функционирования отдельных элементов производител ...

Социальная статика и социальная динамика
Вся социология (до 1839 г., в терминологии О. Конта — социальная физика) делилась им на две части — социальную статику и социальную динамику (по аналогии с физикой, где в качестве основных разделов выделяются статика и динамика). Социальн ...