Социокультурный процесс с точки зрения синергетики. Диалектика стабильности и нестабильности в социокультурном процессе
Страница 3
Материалы и статьи » Историческое формирование социокультурного процесса » Социокультурный процесс с точки зрения синергетики. Диалектика стабильности и нестабильности в социокультурном процессе

Теория информационно-волнового импульса заключает в себе все физические исследования, которые проводились лишь для того, чтобы объяснить первоосновы строения мира материи. Эта теория является циклической и представляет собой импульс, который объединяет в себе стабильность и нестабильность, поскольку среда импульса никогда не повторяется, то логично предположить, что его результат всегда является новым. Это привело к тому, что появились две, пожалуй, самых актуальных в наше время, проблем человечества – сбережение окружающей среды и культурных ценностей. Проблема состоит в удержании факторов, которые приводят к нестабильности, в определенной степени риска, чтобы не было слишком поздно, и ничего нельзя было бы вернуть в прежнее русло. www.psychologyland.ru

В основе истории культуры располагается структура этих процессов, которая, в свою очередь, определяет ее основные функции, характеризующие данную историческую эпоху.

Придерживаясь теории информационно-волнового импульса, религиозной культуре также не чужды эти процессы. Волна (свет) как первооснова бытия выступает главным фактором во всех ведущих религиозных теориях. Христос говорит «Я свет миру», а приверженцы христианства именуют себя «дети света». Из этого вытекает, что первоначальную теорию циклического импульса, т.е. теорию строения материи и любой культуры, рассматривали за долго до ее возникновения, как теории вообще.

В едином информационном пространстве присутствуют все ценностные минимальные и максимальные значения, которые являются составляющей стабильно-нестабильного цикла, это способствует возможности пополнения культурных ценностей и способствует преемственности культур, из этого следует, что любой культурный акт, представляет собой материально-информационную волну, т.е. источник и импульс развития.

Итак, информация в самом начале, как волна, никогда не может быть равна нулю и если рассматривать ее маятниковые колебания, т.е. на полюсах будет, как раз, стабильность и нестабильность, а значит главная задача культуры, это балансировка между плюсом и минусом, т.е. между стабильностью и нестабильностью, другими словами плюсом и минусом. Вот так и меняются исторические культурные циклы, целые пласты культуры, сменяют друг-друга, происходит рассвет одних и упадок других.

Волновая информация, как материальный носитель, в компьютерных системах, которые, в основном, функционируют в сетях, способна не только к структурной, но и к функциональной самоорганизации, а если рассматривать с точки зрения культуры, то, можно сказать, что она не представляет собой культурного объекта, т.е. искусственный интеллект, как источник волны – информации, это преобразованная, а может быть и совсем другой вид энергии и подчиняется он именно физическому закону сохранения энергии. В то время как мышление, мозг человека, как носитель волновой информации, способен к творчеству и работает уже совершенно на другом преобразованном виде энергии, как энергии духовной, высшего порядка. Он способен к духовному новаторству, т.е. творческой обработке этой энергии и результат этого уже есть духовная модель реального мира во временных пластах культуры человечества, а значит в продуцировании его культурных ценностей.

После смерти носителя информации она не теряется, т. к. дальше идут процессы, когда информация накопленная до него, продолжая функционировать на уровне генетического кода и накопляться уже, как бы, без его участия, тогда нею может воспользоваться другой разум и стать новым носителем этой информации. Так, с помощью культурных и исторических памятников, достижений культуры как зафиксированной информации сохраненных в памяти вещей и людей, новые поколения узнают свою историю. Знание это небольшой шаг на пути познания мира. Мы только можем строить догадки о механизме управляющем миром, т. к. это выходит за границы нашего сознания.

Итак, стабильность-нестабильность это единство двух противоположностей, каждое из которых не существует само по себе. Нестабильность нужна в жизни, т. к. она создает потребность в создании чего-то нового, доселе неизвестного, чего не было в стабильности, хотя здесь, как раз и возникает ситуация, когда возможности не могут реализоваться до конца. Так, искусство современности таит еще в себе черты классической культуры, хотя оно использует уже совершенно другие средства самовыражения и на уровне культурного социального опыта они мирно сосуществуют. Получается, что для создания всего нового, оригинального, нестабильность нужна даже больше, чем стабильность. Балансировка мировой культуры между стабильностью и нестабильностью, между порядком и беспорядком – это беспрерывные колебания между творчеством и рутиной, т.е. застоем. Если рассматривать это с точки зрения вечной смены информации, то можно сказать, что это, как бы золотая середина или золотое сечение в недрах вечного движения самоорганизации культурной информации. С точки зрения социокультурного процесса, нестабильность становится полезной, когда событие уходит в небытие и становится просто отрезком исторического процесса, иными словами, порядок преобразует хаос и наоборот. Так информация о Нероне, римском императоре, который сжег Рим, не вызывает уже у нас такого морального осуждения, как это было ранее, т. к. эти волны информации как бы затухли, событие перестало быть актуальным и стало сегментом в историческом развитии человечества. На пути истории нет рытвин и ухабов, скачкообразных движений, история человечества – это движение по прямой, а вот культурное развитие, это постоянная балансировка, т.е. маятниковое движение между стабильностью и нестабильностью, которые зарождаясь в недрах друг друга, постоянно переходят друг в друга, но не выходят за пределы. Это можно наблюдать не только в культуре, но и в экономике (например, появление рыночных отношений), политике, науке и т.д., другими словами происходит циклическое развитие, в котором господствуют законы синергетики и можно научно предвидеть развитие хаоса в форме сменяющих друг друга моментов социокультурного процесса.

Страницы: 1 2 3 


Рекомендуем к прочтению:

Эмиль Дюркгейм о социальном значении воспитания. Жизнь и взгляды Эмиля Дюркгейм
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – выдающийся французский социолог, один из основателей социологического позитивизма принадлежит к числу гениев, чьё творчество стало достоянием всего человечества. До сих пор студенты многих стран изучают социол ...

Условия стабильности брака и причины разводов. Гендерная политика в Украине
Демократизация и гуманизация современного украинского общества предусматривает создание равных возможностей для самореализации личности независимо от ее социального происхождения, национальности, возраста, пола. Провозгласив себя демократ ...

Технология проведения мониторинга
Для эффективной организации проведения мониторинга на уровне общеобразовательного учебного заведения целесообразно использовать следующий алгоритм. 1. Приказом руководителя учебного заведения утвердить состав рабочих групп по проведению ...