Заключение

Таким образом, социокультурный процесс анализировали в своих теориях представители различных социологических направлений.

Итак, социокультурный процесс мы анализировали с точки зрения синергетики, а именно, стабильности и нестабильности, как единого диалектического единства и взаимопроникающих друг в друга.

В мире постоянно обновляющейся информации человек находится в состоянии постоянного выбора конкретных действий в процессе рисковой деятельности, в процессе выбора альтернативы, приемлемого для него решения. Но он не может предугадать наперед результаты и последствия своей деятельности и определить степень риска.

Все социокультурные процессы, развиваясь, как носители волновой информации, постоянно находятся между полюсами стабильности и нестабильности взаимопроникая в друг друга, вызревая в недрах друг друга, переходя друг в друга и уравновешиваясь степенью меры, как «золотой середины» между ними.

В условиях стабильности и нестабильности человек вынужден посредством риска принимать новые оригинальные решения, он вынужден выбирать между тем, чтобы остаться в старом, застойном, стабильном или же в процессе творчества, риска, вырваться в качественно новое неизведанное, нестабильное состояние.

Человеку свойственно постоянное стремление к творчеству, к созданию нового, к инновациям и оно то и является причиной смены стабильности нестабильностью и наоборот, таким образом происходит циклическое развитие социокультурных процессов.

Нет абсолютной стабильности и нестабильности, они никогда не доходят до своего завершения и полной своей реализации, т. к. их сдерживает мера.

Благодаря этому объясняются все взлеты и падения мировой культуры происходящие в процессе культурно-исторического развития человечества.

В результате творческой деятельности возникают ситуации, как осознанного, так и неосознанного выбора, под воздействием определенных ситуаций, так возникает так называемый случайный выбор или случайность, которая может привести к самым неожиданным, а порой даже нежелательным результатам.

В процессе изменения социокультурной информации изменяется и сам человек, как носитель информации и влияет на окружающий его мир, как и мир, влияет на него.

Кризис культуры наступает тогда, когда в ее недрах начинает развиваться новая более прогрессивная культура, которая затем сменяет старую менее прогрессивную.

Стабильность – это как правило, порядок, застой, стагнация, традиционное в культуре, нестабильность же связана с творчеством, со всем новым, прогрессивным, неординарными решениями, принимаемыми в процессе рисковой деятельности.

В процессе балансировки социокультурных процессов между стабильностью и нестабильностью возникают новые точки роста – бифуркации для нелинейного развития по законам синергетики.

Все виды культуры на современном этапе представляют собой либо скрытую форму товарного обмена, либо способ накопления капитала.

Культура в наше время стало товаром, который подлежит продаже и обмену, даже в ущерб развитию духовных и культурных ценностей человечества.

Таким образом, современный социокультурный процесс с точки зрения синергетики находится сейчас в состоянии нестабильности, а значит взлета творчества, появлению инноваций, прогрессивного развития культуры.


Рекомендуем к прочтению:

Разработка и реализация государственных молодежных программ в Республике Беларусь
В современном белорусском обществе государственная молодежная политика представляет собой систему политических, экономических, социальных, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан, осуществляемых государст ...

Позитивизм: Огюст Конт
Основоположником социологии считается французский философ О. Конт (1798 - 1857 гг.). Именно он начал употреблять название «социология» (лат. societas - общество и греч. logos - учение). Однако его вклад в науку не был ограничен введением ...

Специфика социологических методов сетевых сообществ
О возможности возникновения виртуальных коммуникативных сообществ говорил еще один из основателей кибернетики Винер. Новое социальное пространство уже давно осваивается путем художественной рефлексии – особо в этом преуспели писатели – фа ...