Как справедливо отмечал социолог П. Монс, рассмотрение личностного начала в социологии влечет за собой ряд проблем:
1) если человек свободен (а тема личности предполагает свободу) и его действия определяются только его психикой, то социология утрачивает свой предмет, т.е. социальное, и все поведение человека объясняется только психологией;
2) если же человек не свободен и его действия определяются действием как культурных, так и экономических общих законов, то социология все равно утрачивает свой объект, т.е. человека как субъекта. На этот раз она должна быть сведена к культурологи или экономике.
Ролевые теории личности имеют ряд достоинств:
1) они раскрывают механизм взаимодействия человека и общества;
2) парные понятия "роль – статус" являются удобным аналитическим инструментом для описания ценностно – нормативной структуры общества и места в ней личности.
3) понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими методами, используя такие смешные категории, как "ролевые предписания", "ролевые ожидания", но ролевая теория оставляет в тени активное, творческое начало личности. Также можно в целом сказать, что современные интеракционистские концепции личности находятся в стадии формирования и испытывают влияния в различных концепциях и теориях. Разными учеными это влияние оценивается по –разному, в зависимости от того, какие элементы взаимодействия личности и общества выдвигаются на первый план. Таким образом, социологические концепции личности дают возможность выявить потенциальные возможности человека как при решении, так и в процессе всей жизни и деятельности человека.
Рекомендуем к прочтению:
Рационализация в музыке у М. Вебера
Связь между изменениями в социальной структуре и развитием культуры (и музыкального искусства, в частности) была отмечена уже в учениях М.Вебера. Мы обращаемся к его теории, с которой обычно связывают возникновение социологии музыки как о ...
Институционализм
Институционализм в социологии образования имеет те же истоки, что и структурный функционализм Он развился в конце XIX и начале XX века и тяготел к органицизму, эволюционизму и социальной антрапологии, нося в большей степени теоретический, ...
Воспитание в семьях, где родители являются педагогами
Каждый воспитывает как может: то вдохновенно, то обыденно, целенаправленно, то стихийно. И хотя в основе большинства родительских позиций, лежит любовь к ребенку, руководствуясь природной интуицией и жизненным опытом, родители часто ощуща ...
|