Среди субъектов социальной жизни приоритетное место принадлежит личности.
Личность рассматривается социологией не в терминах индивидуально неповторимых
(это задача психологии), а в терминах социально - типических черт. Иными
словами, в социологии личность – типичный представитель большой социальной
группы, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов и
отношений.
Слово "личность" употребляется только по отношению к человеку,
и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим "личность
новорожденного". Мы всерьез не говорим даже о личности двухлетнего
ребенка. Личностью не родятся, личностью становятся. От личности требуют, прежде
всего, самостоятельности, умения брать на себя ответственность, т.е. отвечать
за собственные поступки. Самостоятельность обнаруживает себя через
инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго
контролировать свое поведение и подчинять его единой жизненной стратегии.
Проблема личности является одной из центральных в системе современного
социологического знания. Ею также занимаются и другие науки: философия, право,
психология, этика, эстетика, педагогика. Каждая из них в соответствии со своей
спецификой, рассматривает какую – либо из сторон деятельности человека. Личность
выступает объектом социологии. Но и сама личность влияет на общество, выступая
субъектом общественных отношений.
Таким образом, выделяется социология личности – отрасль социологического
знания, имеющая предметом своего изучения личность как объект и субъект
социальных отношений в пределах социально – исторического процесса, ценностных
общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей.
Итак, целью нашей работы являются рассмотрение разных подходов к личности
как к социальной системе, элементу социальных общностей и социальных
институтов.
Исходя из этого, выделяем следующие задачи:
1)
рассмотреть
личность как субъект общественных отношений, типологизацию личности;
2)
проследить
воздействие общества на личность в процессе социализации, воспитания и
образования;
3)
подробно
рассмотреть и сравнить существующие теории и концепции личности.
Рекомендуем к прочтению:
Психологический эволюционизм в социологии
Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца 19 – начала 20 века, представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющий направленный характер, как пер ...
Подростковое материнство как социокультурный феномен. Исторический
и социально-культурный контекст юного материнства
Довольно распространенное мнение о том, что подростковое материнство – явление последних нескольких десятилетий - не верно, чему имеется множество исторических свидетельств.
Явление раннего материнства существует уже много столетий. Так ...
Основные проблемы семьи. Перспектива отмирания семьи и
ее кризис
Признаки ослабления семейных связей усматривается в следующих фактах: 1) все быстрее и быстрее растущий процент разводов и «разлучений от стола и ложа», 2) уменьшение самого числа браков, свидетельствующее о том, что все больше и больше с ...
|