Согласно другой, более традиционной классификации, существует два стиля семейных взаимоотношений - авторитарный и демократический.
Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекословного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его интересами и желаниями. Хотя дети и растут послушными и дисциплинированными, но эти качества складываются у них без эмоционально-положительного и осознанного отношения к требованию взрослых. В большей мере это слепое послушание, основанное на опасении быть наказанным. Уже в дошкольном возрасте у таких детей, как правило, не проявляются или проявляются слабо самостоятельность, инициативность, творчество.
При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением, вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с демократическим стилем общения деятельными участниками жизни семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дурных поступков. Предъявляя требования, взрослые обращаются прежде всего к сознанию ребенка, поощряют его инициативу. Демократический стиль воспитания дает наибольший аффект в формировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заинтересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни. При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в таких семьях обычно не применяются - достаточно порицания или огорчения родителей. Дети из семей с демократическим стилем воспитания, как правило, более раскованны и непосредственны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным стилем.
Рекомендуем к прочтению:
Брачное, бракоразводное и самосохранительное поведение
Брачное поведение состоит как бы из трех частей: чаще всего под ним понимают систему действий и отношений, ведущих к заключению брака (брачный выбор); второй вид – собственно супружеское поведение, которое относится к мужчинам и женщинам, ...
Факторы и формы социальных изменений
Важным является и вопрос об источниках, факторах, причинах происходящих в обществе изменений. Какие же причины вызывают изменения в обществе? Одна из них связана с непрерывным процессом функционирования общества, постоянной деятельностью ...
Объект исследования
Объектом исследования являются студенты дневного отделения РГТЭУ города Москвы, возраст от 17 до 20 лет. ...
|