Социокультурная концепция Э. Дюргейма, В отличие от О. Конта, он считает, что социальная реальность — это высшая реальность, и она отличается от биологической и от индивидуально-психологической. Социальные факты (коллективные представления, факты психической реальности) существуют сами по себе и не зависят от индивидов, напротив, они довлеют над ними. Из социальных фактов образуется внутренняя среда общества, структурно состоящая из двух элементов:
1) материальных и духовных ценностей (права, нравов, искусства);
2) людей как коллективной силы и коллективного сознания, человеческой среды.
Человек, рождаясь, находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, денежную систему, язык, религиозные верования и обряды, существующие и действующие независимо от него, но принуждающие его действовать в соответствии с ними. Это проявляется, например, в социальном неодобрении или осуждении поступка, противоречащего моральным или юридическим нормам данного общества.
В то же время индивид имеет относительную свободу выбора социальных норм (правовых, нравственных и др.), потому что он обладает способностью к такому собственному ценностному ориентированию.
Социокультурная концепция М. Вебера. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" М. Вебер показывает механизм воплощения духовно-этических ценностей в социальную реальность. По его мнению, причину развития капиталистических отношений следует искать в отношении к труду и богатству, заложенном в качестве нормы в протестантской религии. В протестантизме одна из главных идей, задающих мотивацию для конкретного действия индивида, — это служение Богу через собственный труд.
Увеличение производительности труда и богатства говорит о добросовестности и профессионализме, что в свою очередь расценивается как высший долг и спасение. Протестантизм ориентировал человека на работу и мирской труд как на возможность религиозного самоутверждения. Выделяя выполнение трудового долга, профессионализм, умножение богатства как богоугодные формы деятельности человека, протестантская этика вводит определенные ограничения: только те действия капиталиста являются богоугодными, которые не наносят вреда ближним. Полезность и рациональность экономической деятельность становятся реальным способом религиозного самоутверждения. Таким образом, М. Вебер проследил механизм связи культуры и экономического процесса капитализации, который можно представить как следующую цепочку:
- этические установки протестантизма –
- мотивы деятельности индивида –
- непосредственно деятельность индивида –
- культурный капитализм.
Социальная реальность создается индивидом, его конкретными действиями, которые он совершает добровольно исходя из определенных мотиваций. М. Вебер выделяет несколько видов мотивов:
1) традиционный мотив действия основан на привычке, традиции, стереотипах поведения. Действуя согласно этому мотиву, человек даже не задумывается о целесообразности своих действий для него лично;
2) аффективный мотив выражается в эмоциональной окраске действия (когда оно вызвано жалостью, состраданием, любовью и т.п.), психологической реакции на внешний раздражитель;
Рекомендуем к прочтению:
Разработка и реализация государственных молодежных программ в Республике
Беларусь
В современном белорусском обществе государственная молодежная политика представляет собой систему политических, экономических, социальных, организационных и правовых мер, направленных на поддержку молодых граждан, осуществляемых государст ...
Джон Граунт(Graunt) (1620-1674) его жизнь и роль в
становлении демографии
К началу XVIII века в Великобритании происходит бурное внедрение капиталистических отношений в общественный строй, начинается промышленный бум.
С появлением железнодорожного сообщения начинаются бурные миграции населения в поисках более ...
Упраленческо-преобразовательные функции
Здесь мы подходим к следующей группе функций связанных с участием социолога в управленческо-преобразовательных процессах.
Суть управленческой функции заключается в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценки состояни ...
|