Ч. Кули рассматривает человека как культурное существо социальной природы. Социальная природа человека — это некий общий для всего человечества комплекс чувств, установок, моральных норм, составляющих универсальную духовную среду человеческой деятельности. Эта социальная природа вырабатывается в семье, соседских отношениях.
Д. Мид полагает, что социальный процесс представляет собой процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе переопределения меняется с точки зрения индивида объективная среда социальной деятельности. Межиндивидуальное взаимодействие основывается на жестах — действиях, предполагающих наличие некоторого референта, т. е. идеи, на которую он указывает. Жест имеет вербальный смысл и может быть "выражен в языке, поэтому язык является главным конструирующим фактором сознания и носителем социального взаимодействия. В ходе межиндивидуального взаимодействия происходит обмен вербальными жестами, становится возможным принятие роли другого или роли обобщенного другого, что гарантирует социальный характер действия.
Похожей установкой пользуется и концепция этнометодологии (Г. Гарфинкель), исходящая из того, что социальная жизнь базируется на неосознаваемых правилах. Социальную устойчивость, предсказуемость социальной жизни поддерживают стереотипные схемы, сценарии поведения, укоренившиеся и ставшие привычными. В литературе приводятся примеры экспериментов, когда нарушение привычных стереотипных ожидаемых формул поведения со стороны одних участников взаимодействия вызывало раздражение, агрессию со стороны других.
Так, если человек в ответ на ритуальное "Привет, как дела" начинал подробно рассказывать о своих делах, его собеседник, столкнувшись с неожиданным поведением, испытывал психологический дискомфорт и напряжение.
В рамках понимающей социологии разрабатывается и т.н. драматургическая концепция, согласно которой общество представляет собой огромный театр, социальную сыгранность людей. Неосознанно мы, появляясь на люди, пытаемся произвести впечатление друг на друга. Человеческая сыгранность, по мнению Э. Гофмана — ведущего представителя данной концепции, проявляется как одна большая символическая совместная акция, а общество — это ряд ситуаций, в которых люди взаимодействуют, производят впечатление и объясняют себя себе и другим.
Таким образом, социология культуры предполагает множество различных подходов к анализу явлений культуры, ее структурных компонентов, роли и значения. Многообразие объяснений одних и тех же социальных процессов служит созданию наиболее целостного, гармоничного представления о социокультурной реальности в ее историческом и современном аспектах.
Рекомендуем к прочтению:
Проблема алкоголизма в современном обществе. Алкоголизм в России: факты, статистика,
последствия
Факты
Алкоголь - главный фактор катастрофической убыли населения России. В современной России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона человек ежегодно. Каждая четвертая смерть в России прямо или кос ...
Светлана Викторовна Семененко. Статья "Парфюмерия в современном
обществе"
Люди производят ароматную продукцию уже не одну тысячу лет. Если когда-то элитная парфюмерия была доступна только избранным, то в наши дни можно легко купить духи от лучших мировых производителей.
Парфюмерия – духи и туалетная вода в наш ...
Самнер и Социология культуры
Уильям Грехем Самнер (1840-1910) считается одним из основателей американской социологии. Из ранних американских социологов, пожалуй, он один упоминается в современных учебниках по социологии как ее классик. У. Самнер известен еще как экон ...
|