Характер субъектно-объектных отношений в социальной работе
Страница 2
Материалы и статьи » Объекты и субъекты в социальной работе » Характер субъектно-объектных отношений в социальной работе

Роль субъекта или объекта человека предопределяется его «личностью», т.е. совокупностью социально значимых качеств. И здесь следует учитывать, что человеку вообще, как известно, присуще диалектическое единство общего (общечеловеческого, родового), особенного (формационного, социально-классового) и единичного (индивидуального) способов существования. И от того, как и в каких условиях реализуются эти способы существования, человек выступает преимущественно либо объектом, либо субъектом, порой органически соединяя эти две роли [17, 88].

При этом роль субъекта может носить профессиональный либо непрофессиональный характер. Являясь объектами, указанные группы могут в той или иной мере выполнять также роль субъектов, т.е. помогать самим себе хотя бы частично решать возникающие (возникшие) социальные проблемы. Рассмотренные компоненты социальной работы объединены в целостную систему. Являясь представителями одной профессии, понимаемой как помощь людям в решении проблем, с которыми они сталкиваются в своей повседневной жизни, социальные работники могут иметь различные специальности. Наличие этих специальностей, то есть, видов занятий в рамках одной профессии, отражает многообразие проблем, с которыми они имеют дело на практике.

В 1991 г. перечень специальностей, имеющих в России официальный статус, пополнился еще пятью. Речь идет о следующих: специалист по социальной работе, социальный педагог, педагог-организатор, заведующий отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам и социальный работник. Различаясь должностными обязанностями и квалификационными требованиями, эти специальности образуют иерархию, высшее положение в которой занимает специалист по социальной работе, а низшее — социальный работник [24, 133].

Социальная работа как практическая деятельность имела место всегда, с самого начала формирования человеческих сообществ, принимая различные формы на разных этапах функционирования и развития человеческого общества. Ныне она выступает преимущественно в форме профессиональной деятельности. Это означает, что она осуществляется субъектами, имеющими соответствующее образование на постоянной, систематической основе. Естественно, что она по-прежнему сочетается с непрофессиональной деятельностью в различных формах.

Тем самым, отношения в социальной работе носят субъектно-объектный характер – социальную работу можно рассматривать как взаимодействие между субъектом и объектом, имеющее своим результатом помощь людям в решении встающих перед ними проблем, то есть улучшение условий их жизни. Основным объектом и субъектом социальной работы выступает человек, который в течении своей жизни сталкивается с теми или иными проблемами и попадает в различные ситуации. Человек с момента рождения до момента смерти является объектом социальной работы, однако субъектом он выступает в определенный возрастной период.

Страницы: 1 2 


Рекомендуем к прочтению:

Социальная роль и социальный статус человека
Каждый человек, живущий в обществе, включен в различные социальные группы (семья, школьный класс, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, от него ждут определенных поступков. Один и тот же ч ...

Социологические исследования структуры Российского общества на современном этапе
В 90-е годы в Российском обществе начинают развиваться трансформационные процессы: экономическая реформа, плюрализация форм собственности, демократизация, что повлекло за собой возникновение новых социальных общностей, изменение положения ...

Социальная программа международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом (МАБНН). Проект «Российский центр адаптации человека»
Это крупный международный проект, являющийся ключевым звеном в современной социальной программе МАБНН. Его основная цель состоит в осуществлении комплексного подхода к борьбе с наркозависимостями, включающего в себя меры медицинского, пра ...