Социальная ответственность бизнеса в России
Страница 1
Материалы и статьи » Социальная ответственность бизнеса » Социальная ответственность бизнеса в России

Со временем любая компания в своем развитии достигает определенного этапа, когда начинает задумываться не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества она играет. Те, кто знаком с менеджментом или с теорией мотивации наверняка помнят пирамиду ценностей. В основании пирамиды находятся более простые ценности, как правило, материальные, например, деньги. По мере удовлетворения материальных ценностей появляются духовные, такие, как удовлетворенность результатами своей деятельности, самореализация, необходимость признания окружающими. Поскольку каждая компания состоит из отдельных людей, то и с ней происходит то же самое. В первую очередь обычно компании начинают проявлять внимание по отношению к своим сотрудникам, затем и к своему внешнему окружению, к различным слоям населения, к экологии. Примеры могут быть самыми разными, начиная от шефства над школами и детскими домами или спонсорской помощи творческим коллективам и заканчивая долгосрочными социальными программами. Все это формирует имидж компании. И, вспоминая старый двусмысленный тезис о том, что бытие определяет сознание, легко догадаться, что бизнес этих компаний становится более прочным и устойчивым, эффективность их работы повышается. В наше время, когда конкуренция очень высока, имидж компании чрезвычайно важен. Ведь именно имидж компании является решающим фактором для потребителя, имеющего возможность выбора между аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми разными компаниями.

Как и многое другое, интерес к социальной стороне бизнеса сначала появился в Европе и США, где этой теме уделяется серьезное внимание уже очень давно. В нашей стране, как это обычно бывает, все началось с нашей столицы, где начались проводиться различные собрания и конференции. Цели этих мероприятий создать структуры занимающиеся привлечением предпринимателей для развития социальной ответственности, но в стране множество проблем мешающих развитию этой темы.

Все проблемы можно разделить на три группы: взаимодействие между государством и бизнесом, между бизнесом и обществом и самоорганизация бизнеса. Во взаимоотношениях государства и бизнеса в последний год произошли существенные изменения. Опасения вызывает тот факт, что около 40 процентов опрошенных руководителей предприятий указали на то, что в течение последний трех лет нарушались законные права их предприятий. Интересно, что больше всего этим грешат именно федеральные, а не местные органы власти. Причем, еще в 2002 году этот факт отмечали только 26% респондентов. Доля же нарушений, допущенных региональными органами власти, снизилась с 32,7% до 20,8%. Это можно объяснить двояко. С одной стороны, действительно произошло реальное снижение нарушений прав предпринимателей региональными и местными органами власти. А с другой - на фоне роста нарушений, допускаемых федеральными структурами, влияние региональных и местных властей не выглядит для бизнеса так критично. Давление государства на бизнес в последние годы заметно усиливается. Индикатором в этой связи можно назвать рост числа проверок предприятий различными государственными инстанциями. Это увеличение отметили около трети опрошенных руководителей предприятий.

Еще более наглядно проявляет себя общая тенденция усиления давления власти на бизнес в ответах предпринимателей на вопрос о том, удастся ли предприятию отстоять свои законные права в случае спора с государственными органами власти в арбитражном суде. Почти половина опрошенных уверены, что ситуация может развиваться по негативному для них сценарию.

Практически каждый пятый опрошенный руководитель указал на наличие в течение последних трех лет фактов скрытого или открытого вымогательства, шантажа или других противоправных действий со стороны лиц, представляющих органы власти. И это уже очень серьезная проблема. Ведь речь идет о коррупции государственных чиновников.

Ситуация осложняется еще и тем, что наличие качественных законов не является гарантией игры по правилам в российской экономике. Большую роль играет складывающаяся практика правоприменения.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Кадровая служба
С целью максимального использования человеческих ресурсов для достижения организационных целей Общества в 2003 году на базе отдела кадров был создан отдел управления персоналом, обеспечивающий управление всей внутренней кадровой политикой ...

Исследование социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей на примере войсковой части 20117. Реализация статуса военнослужащих
Рассматривая проблемы реализации социально-правовой защиты военнослужащих, следует отметить, что за последние десять лет законодательной, судебной и исполнительной властью был принят ряд позитивных мер, направленных на усиление правовой з ...

Роль общественных организаций в формировании социальной политики в современном украинском обществе. Нормативно-правовые основы деятельности общественных организаций в Украине
Порядок создания, регистрации (легализации) и деятельности общественных организаций определяют соответствующие акты законодательства Украины [19]: 1. Закон Украины от 16 июня 1992 года № 2460-ХІІ "Об объединениях граждан"[3], с ...