В экономической сфере процесс гендерной стратификации привел к возникновению глубокой гендерной асимметрии, которая проявляется в воспроизводстве неравных возможностей для мужчин и женщин в сфере труда и занятости, замешанных на неприкрытой дискриминации женщин. В экономике, на рынке труда четко прослеживается деление на мужские и женские сферы занятости. Исходя из сложившейся ситуации, исследователи делают вывод, что «стереотипы о способностях женщин и их ролевых функциях в жизни мешают женщинам продвигаться как в нетрадиционных, так и традиционных сферах занятости».
Профессиональный статус женщин во всех сферах экономики гораздо ниже, чем у мужчин, соответственно, это ведет к медленному карьерному росту и низкому профессиональному статусу.
Другой аспект проблемы состоит в том, что уровень безработицы среди женщин намного выше, чем среди мужчин. Женщины – первые кандидаты на увольнение в случае различных кризисов, а при найме на работу преимущество явно отдается мужчинам. Другим показателем существующего положения женщин на рынке труда является низкая оплата труда женщин; при этом за одну и ту же работу женщины получают только часть заработка мужчин. Нарушение принципа равной оплаты за равный труд наблюдается повсеместно. Кроме того, происходит заметный процесс вытеснения женщин с высокооплачиваемых, перспективных должностей.
Особое место в общественной сфере социальной жизни принадлежит средствам массовой информации, которые не только постоянно воспроизводят гендерные образцы, но активно их усиливают, чем усугубляют и без того болезненные проблемы гендерного порядка. Современные СМИ сосредоточились на акцентировании внимания на символике, которая относится к тому или иному полу. Создается целый ряд образов, которые навязывают возможный выбор для мужчин и женщин. Это «супермужчины и суперженщины, феминистки и традиционные женщины». В разных обществах средствами массовой информации муссируются образы мужчины и женщины в соответствии с социальным заказом, установкой, которая формируется на уровне государственной власти. Как уже отмечалось, в этом процессе важен уровень развития демократических институтов и уровень развития и восприятия гендерной культуры общества.
Частная сфера представляет собой еще одну сферу конструирования гендерных отношений, едва ли не ключевую, которая охватывает семью и весь спектр отношений, связанных с этим социальным институтом. Сюда относится вся совокупность межличностных отношений, которые возникают в родственном окружении человека. Именно дом и семья рассматриваются сторонниками теории конструирования гендера и как источник определенного женского опыта, и как «источник подавления женщины», где наиболее активно протекает процесс вытеснения женщин в домашний мир. Все, что связано с понятием домашнего мира, оказывающим влияние на воспроизводство гендерных стереотипов, требует серьезного анализа для определения путей выхода из замкнутого круга традиционной гендерной социализации, прочно замешанной на патриархатных установках в отношении гендерных ролей.
Рекомендуем к прочтению:
Зарождение социологии позитивизма. Социологическое творчество 0. Конта
Исторически первым направлением, возникшим в социологии XIX в., был позитивизм (от лат. positivus — положительный). Суть его состояла в том, чтобы сформировать новую систему знания об обществе на базе использования законов и методов естес ...
Социальная и социально-реабилитационная работа
3 наиболее востребованные пожилыми людьми блока работы:
Для успешной социальной реабилитации лиц пожилого возраста независимо от места проживания - в домах – интернатах либо в домашних условиях важнейшее значение имеет отношение работн ...
Функции социологии как науки
Теоретическое и прикладное, или практическое, значение социологии как науки об обществе раскрывается в выполняемых ею функциях. В отечественной и зарубежной литературе называется количество функций: от трех до десяти. Не вдаваясь в полеми ...
|