Заключение

В целом, говоря о преодолении бюрократизма как цели, как задачи, следует обратить внимание на важность рационализации управления и управленческого труда, проведения "канцелярских реформ". Речь идет об обоснованности решений, установлении ответственности каждого за выполнение определенных, четко очерченных заданий и практических дел; о контроле за ходом исполнения решений; о рациональных формах учета и отчетности и уменьшении ее; о сокращении переписки, о совершенствовании делопроизводства и документообмена; об упрощении процедур согласования и т. д.; о регламентации совещаний и заседаний; о должной организации приема посетителей руководителями, управленцами и т. д. Короче говоря, речь идет о повышении уровня профессионализации управленческого труда.

В решении этих вопросов, как представляется, немалую роль могут сыграть методы социологических исследований, в частности анализ документов управленческого труда, организация экспериментов по апробированию новых его форм, деловые игры и т.д. Достоинством социологических методов является то, что с их помощью можно измерить каждое бюрократическое препятствие, разработав систему показателей и индикаторов. К примеру, какое количество документов оформляется для решения дела (и нужны ли они?); сколько печатей, подписей требуется; сколько времени тратится для записи на прием к руководителю, в учреждение, какова продолжительность ожидания с момента записи до момента приема (обоснованность такого ожидания); сколько должностных лиц приходится обходить для решения того или иного вопроса; сколько дней (недель, месяцев, лет) проходит с момента первого бюрократического обещания решить вопрос и т. д., и т. п. Выявление, измерение таких показателей позволит показать истинное лицо "слуг народа", их "заботу" о людях.

Показывая с помощью цифр и фактов, во что обходится обществу бюрократизм как явление, каковы экономические, социальные и нравственные потери от него, обобщая и рекомендуя лучшие образцы управленческого труда, социология тем самым может выполнять функцию не только познавательную, но и присущую ей управленческую.


Рекомендуем к прочтению:

Теоретические основы проблем общения. Социально-психологические аспекты коммуникативной деятельности
Общение – сложный и весьма многогранный процесс. [5, c. 39] Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и ...

Условия стабильности брака и причины разводов. Гендерная политика в Украине
Демократизация и гуманизация современного украинского общества предусматривает создание равных возможностей для самореализации личности независимо от ее социального происхождения, национальности, возраста, пола. Провозгласив себя демократ ...

Понятия «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей»
Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей- ...