Сквотеры - это люди, без формальных оснований занимающие пустующие помещения. До сих пор они находились в тени внимания социологов, что связано с закрытостью большинства случаев и некоторым консерватизмом наших исследователей. При этом в некоторых социальных группах практика захвата является достаточно известной и рас-пространенной. Это прежде всего нонконформистская, богемная среда, «тусовочная» молодежь, кроме того, семьи мигрантов, а также бездомные. Сквотеры не афишируют свое существование. Интервью они не дают из-за опасений привлечь к себе внимание и тем самым вызвать санкции. Относительно открыты только бывшие сквотеры. Как живут люди на сквоте, есть ли в этом что-то особенное, отличается ли сквот от обычной квартиры только тем, что он захвачен, или появляются какие-то новые формы общежития? Выделим несколько видов сквотов. Эти виды связаны, во-первых, со средой, к которой принадлежат участники и элементом которой может стать сам сквот, а во-вторых, с основной функцией сквота (для проживания, работы и т.п.). Внутри этих видов обнаруживается определенное единство черт образа жизни. Границы между ними зачастую размыты, один сквот в разное или в одно и то же время может быть отнесен к разным видам. 1. «Богемный сквот». Обычно это несколько мастерских художников, а также музыканты, литераторы и т.п.
2. Главная функция «жилого» сквота, как понятно из названия, это проживание. Обитатели жилого сквота могут принадлежать как к среде субкультуры или тусовки, так и быть «цивильными» людьми. И характер сквота зависит среди прочего от того, к какой среде они принадлежат.
3. «Место тусовок». Такой сквот отличается тем, что на нем не живут постоянно, хотя, конечно, кто-то может и остаться ночевать. Основная жизнь, которая здесь происходит - это тусовки, совместное времяпрепровождение. Эти сквоты довольно открыты, но в большинстве случаев недолговечны. 4. «Мастерская, точка». Речь идет об отдельных мастерских художников или местах репетиций музыкантов. На них также может кто-то жить. Они близки к первому виду, однако это чаще всего очень небольшая группа, которая более закрыта, менее известна и не является общим культурным центром. На этих точках могут организовываться и концерты. 5. «Притон». Это – очаг криминальной активности, место распространения и употребления наркотиков, пьянок, где собирается непостоянная полукриминальная публика, своего рода «центр развлечений». 6. «Ночлежка». Имеются в виду места обитания «опустившихся» бездомных. Срок жизни сквота различен, от недели до примерно 10 лет.
Общую модель сквота можно охарактеризовать как «тихую». Сквотеры никогда не артикулируют факт захвата, не заявляют о своих требованиях. Это отличает их от сквотеров в Германии, борющихся за свое право жить в этом доме, имеющих развитую идеологию. Первая причина такого различия - социальный контекст, структура возможностей. Она позволяет идти по пути наименьшего сопротивления и захватывать по-тихому. Вторая причина «тихой» модели - в общей аполитичности субкультурой среды. Опыт показывает, что конфликтно-консенсусная схема взаимодействия с властями, напряженная борьба за свои права в перспективе выгоднее.
Рекомендуем к прочтению:
Советская социология музыки
В бывшем СССР в 60-70-е гг. имели место неоднократные попытки рассматривать музыку массовых жанров как социальный феномен в рамках общей и музыкальной социологии, а также искусствознания.
Первым в исследовании данных проблем был ленингра ...
Приложения
Приложение 1
Фирмы-производители парфюмерных средств, продукцию которых предпочитает исследуемая молодежь
Приложение 2
Ежемесячные траты молодежи на парфюмерные средства
Приложение 3
Наиболее популярные места покупки парфюмерных ...
Личностно-ориентированный подход в решении проблем
общения у пожилых людей в Центре социального обслуживания. Опыт практических учреждений по решению проблем
коммуникативной деятельности людей пожил
Жизнь пенсионеров в ЦСО скрашивается, в основном, социально-бытовым и медицинским обслуживанием; наличием общения, питанием.
Совершенствование деятельности ЦСО должно быть направлено на решение целого комплекса организационно-управленчес ...
|