
Сквотеры - это люди, без формальных оснований занимающие пустующие помещения. До сих пор они находились в тени внимания социологов, что связано с закрытостью большинства случаев и некоторым консерватизмом наших исследователей. При этом в некоторых социальных группах практика захвата является достаточно известной и рас-пространенной. Это прежде всего нонконформистская, богемная среда, «тусовочная» молодежь, кроме того, семьи мигрантов, а также бездомные. Сквотеры не афишируют свое существование. Интервью они не дают из-за опасений привлечь к себе внимание и тем самым вызвать санкции. Относительно открыты только бывшие сквотеры. Как живут люди на сквоте, есть ли в этом что-то особенное, отличается ли сквот от обычной квартиры только тем, что он захвачен, или появляются какие-то новые формы общежития? Выделим несколько видов сквотов. Эти виды связаны, во-первых, со средой, к которой принадлежат участники и элементом которой может стать сам сквот, а во-вторых, с основной функцией сквота (для проживания, работы и т.п.). Внутри этих видов обнаруживается определенное единство черт образа жизни. Границы между ними зачастую размыты, один сквот в разное или в одно и то же время может быть отнесен к разным видам. 1. «Богемный сквот». Обычно это несколько мастерских художников, а также музыканты, литераторы и т.п.
2. Главная функция «жилого» сквота, как понятно из названия, это проживание. Обитатели жилого сквота могут принадлежать как к среде субкультуры или тусовки, так и быть «цивильными» людьми. И характер сквота зависит среди прочего от того, к какой среде они принадлежат.
3. «Место тусовок». Такой сквот отличается тем, что на нем не живут постоянно, хотя, конечно, кто-то может и остаться ночевать. Основная жизнь, которая здесь происходит - это тусовки, совместное времяпрепровождение. Эти сквоты довольно открыты, но в большинстве случаев недолговечны. 4. «Мастерская, точка». Речь идет об отдельных мастерских художников или местах репетиций музыкантов. На них также может кто-то жить. Они близки к первому виду, однако это чаще всего очень небольшая группа, которая более закрыта, менее известна и не является общим культурным центром. На этих точках могут организовываться и концерты. 5. «Притон». Это – очаг криминальной активности, место распространения и употребления наркотиков, пьянок, где собирается непостоянная полукриминальная публика, своего рода «центр развлечений». 6. «Ночлежка». Имеются в виду места обитания «опустившихся» бездомных. Срок жизни сквота различен, от недели до примерно 10 лет.
Общую модель сквота можно охарактеризовать как «тихую». Сквотеры никогда не артикулируют факт захвата, не заявляют о своих требованиях. Это отличает их от сквотеров в Германии, борющихся за свое право жить в этом доме, имеющих развитую идеологию. Первая причина такого различия - социальный контекст, структура возможностей. Она позволяет идти по пути наименьшего сопротивления и захватывать по-тихому. Вторая причина «тихой» модели - в общей аполитичности субкультурой среды. Опыт показывает, что конфликтно-консенсусная схема взаимодействия с властями, напряженная борьба за свои права в перспективе выгоднее.
Рекомендуем к прочтению:
Исследование «Сравнительный анализ форм социальной поддержки юных матерей
за рубежом и в Российской Федерации». Проблемы
подростковой беременности в практике социальной работы за рубежом
Подростковая беременность: опыт США [53].
С 60-х годов ХХ века подростковая беременность стала восприниматься в США как важнейшая социальная проблема. Причины, объясняющие такое отношение к ней, слишком сложны, чтобы можно было просто ск ...
Подтверждение стажа
свидетельскими показаниями
При отсутствии документов об имеющемся стаже и невозможности их получения в связи с военными действиями, стихийными бедствиями (пожар, наводнение, землетрясение и др.), авариями, катастрофами или другими чрезвычайными ситуациями стаж рабо ...
Сопоставление социологических теорий и подходов в рамках исследования
субкультуры ролевиков
Современное российское общество находится в состоянии системной и структурной трансформации критериев нормы и ценностных ориентаций. За время этой неопределенности происходили процессы сегментирования отдельных групп и сообществ внутри са ...
|