Стратификационный профиль
Страница 1

Стратификация – структурированные неравенства между различными группами людей. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить общество на слои (stratum – слой, facere – делать).

Каждая страта включает только тех людей, кто имеет приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж. Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и последовательно: доход, власть, образование, престиж.

Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доход измеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход). Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Богатство – накопленные доходы, то есть количество наличных или овеществленных денег. Во втором случае они называются движимым (автомобиль, яхта, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища) имуществом. Обычно богатство передается по наследству, которое могут получать как работающие, так и неработающие наследники, а доход – только работающие. Кроме них, доход есть у пенсионеров и безработных, но его нет у нищих. Богатые могут работать и не работать. В том и в другом случае они являются собственниками, поскольку обладают богатством. Главное достояние высшего класса – не доход, а накопленное имущество. Доля зарплаты невелика. У среднего и низшего классов главным источником существования является доход, так как в первом случае, если и есть богатство, то оно незначительно, а во втором его нет вовсе. Богатство позволяет не трудиться, а его отсутствие вынуждает работать ради зарплаты.

Богатства и доходы распределяются неравномерно и означают экономическое неравенство. Социологи интерпретируют его как показатель того, что разные группы населения имеют неравные жизненные шансы. Они покупают разное количество и разного качества продукты питания, одежду, жилье и т.д. Люди, имеющие больше денег, лучше питаются, живут в более комфортных домах, предпочитают личный автомобиль общественному транспорту, могут позволить себе дорогой отдых и т.д. Но кроме явных экономических преимуществ зажиточные слои имеют скрытые привилегии. У бедных короче жизнь (даже если они пользуются всеми благами медицины), менее образованные дети (даже если они ходят в те же самые общественные школы) и т.д.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе. Скажем, в начальной школе – 4 года, неполной средней – 9 лет, полной средней – 11, колледже – 4 года, университете – 5 лет, аспирантуре – 3 года, докторантуре – 3 года. Таким образом, профессор университета имеет за спиной более 20 лет формального образования, а продавец с вьетнамского рынка может не иметь и одиннадцати.

Власть измеряется количеством человек, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания). Решения Президента России распространяются на 148 миллионов человек (выполняются ли они – другой вопрос, хотя и он касается вопроса власти), а решения частного предпринимателя с вьетнамского рынка – на 2–5 человек.

Три шкалы стратификации – доход образование и власть – имеют вполне объективные единицы измерения: рубли или доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он – субъективный показатель.

Престиж – уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятия.

Профессия преподавателя вуза престижнее профессии продавца. Все профессии, занятия и должности, существующие в данном обществе, можно расположить графически сверху вниз на лестнице профессионального престижа. Как правило, профессиональный престиж определяется нами интуитивно, приблизительно. Но в некоторых странах, например в США, социологи измеряют его специальными методами. Они изучают общественное мнение, сравнивают различные профессии, анализируют статистику и в итоге получают точную шкалу престижа.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Социальная ответственность бизнеса – что это?
Под социальной ответственностью следует понимать взаимоотношения более властных слоёв общества с менее властными и нуждающимися слоями. Да, понятно, что государство должно обеспечивать население всеми важнейшими социальными, материальными ...

Религиозные конфессии на территории Беларуси
В Беларуси традиционно существуют христианские (православие, католичество, старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии. Девяностые годы ХХ столетия в Беларуси были отмечены бурными, сложными и противоречи ...

Модель действий социального работника в индивидуальной работе
Метод индивидуальной социальной работы, или социальная работа с индивидуальным случаем, осуществляется в ситуации «один на один», когда социальный работник совместно с клиентом решает его личностные и социальные проблемы. Типичными индиви ...