Молодежные организации и движения

В этих условиях более отчетливо обозначается проблема роли молодежи как субъекта перемен. В социологии молодежи эта парадигма сложилась в самом начале 70-х годов. Понимание молодежи как субъекта социального развития и социального обновления совпадает с изменением более общей парадигмы в теории человека, когда личность берется не только и не столько как продукт, сколько как субъект свободной деятельности.

Данная трактовка молодежи не снимает ни асимметричности отношений, ни разницы в уровне знаний и положения старших и младших, но она требует принципиально иного типа социальной политики.

В отечественной социологии молодежи основное внимание уделялось исследованию молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов), процессов становления личности и молодежи (И.С. Кон, А.Н. Елсуков, Л.Г. Титаренко), влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи (С.А. Шавель), профессионального самоопределения молодежи и его влияния на систему Ценностных ориентаций (М.Х. Титма, А.В. Вардомацкий, С.П. Винокурова), особенностей отношения молодежи к труду (Г.Н. Соколова, Д.Г. Ротман), особенностей молодежной семьи (С.Д. Лаптенок, С.Н. Бурова, Л.А. Соглаева) и др.

В современной западной социологии молодежи больше внимания уделяется социально-психологическому анализу взаимоотношения поколений (К. Аллербег, Ф. Тенбрук), молодежной субкультуры (С. Эйзенштадт, А. Коэн и др.), изменения ценностей (Р. Инглехард) и др.

В условиях переходного периода молодежь сталкивается с рядом новых трудностей: резкое сокращение производства, безработица, расстройство системы гарантированной социальной защиты и т.д. Молодой человек, по существу, оказался выброшенным в океан рыночных страстей, не зная элементарных правил перемещения в этом океане, позволяющих выжить в экстремальных условиях. Эта и без того сложная ситуация усугубляется еще и тем, что переходное общество оказалось не готовым представить быструю возможность иметь широко пропагандируемый стандарт благосостояния. Родителям приходится, по существу, конкурировать с детьми на едином рынке труда, где у последних больше преимуществ. Претерпевает значительные изменения социальный статус молодежи, происходит практически полная замена ее ожиданий.

В этих условиях меняются государственные подходы к развитию и защите гражданских прав молодежи. Президентом страны созданы республиканские фонды по социальной поддержке учащихся и студентов, талантливой молодежи, введены специальные гранты. Высшим законодательным органом страны в апреле 1992 года впервые был принят Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь». Кабинетом Министров принимается Республиканская программа «Молодежь Беларуси», в этот же период укрепляются государственные структуры, призванные реализовывать молодежную политику. Перемены последних лет открыли новые возможности для дальнейшего развития плюрализма молодежной самоорганизации. В настоящее время в республике зарегистрировано и действует около 50 молодежных и детских общественных объединений, организаций, фондов по различным направлениям деятельности (спортивные, экологические, туристские, занятости молодежи, студенческие и др.) Наиболее массовые из них - Белорусский союз молодежи, Белорусская республиканская пионерская организация, Белорусская ассоциация международных молодежных обменов и туризма, Союз скаутов, Ассоциация белорусских гайдов, Ленинский коммунистический союз молодежи, Лига добровольного труда, Фонд социальной защиты детей и подростков «Мы – детям», Ассоциация студентов вузов, БПСМ.

Молодежь, с одной стороны, в решающей степени способствует активизации переходных процессов, а с другой - сам этот переход связан со значительными социальными потрясениями, всеобщим кризисом, что, естественно, предполагает существенное сокращение рабочих мест, препятствуя, таким образом, процессу трудовой интеграции молодежи. Молодежь оказалась в парадоксальной ситуации: возрастная группа, которая, казалось бы, должна больше других выиграть от перемен, очень часто становится ее жертвой. Противоречия между новыми возможностями и отрицательными последствиями переходных процессов приводят к общественным конфликтам, всевозможным отклонениям в поведении молодежи. Острота этих конфликтов обусловлена главным образом тем обстоятельством, что возможности, открываемые переходными процессами для общества, лежат где-то в будущем, а отрицательные последствия начинают сказываться сразу.


Рекомендуем к прочтению:

Семья как один из факторов развития социальной проблемы коммерческой сексуальной эксплуатации детей
В течение последних десяти лет наблюдается рост интереса ученых и общественности к проблеме коммерческой сексуальной эксплуатации детей (КСЭД) в России и за рубежом, о чем свидетельствуют регулярно проводимые мониторинги по отслеживанию с ...

Развод
Развод, то есть юридически фиксируемый распад брака, есть антитеза брака, его теневая сторона. Социологический анализ проблем развода (социология развода) - это в определенной степени и анализ проблем самого брака, в основном его отрицате ...

Правовые основы несовершеннолетнего родительства в Российской Федерации
Искусственное прерывание беременности несовершеннолетней. Этот вопрос является немаловажным и весьма часто поднимаемым. Каждая женщина вне зависимости от возраста имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. При этом, в соотве ...