Молодежные организации и движения

В этих условиях более отчетливо обозначается проблема роли молодежи как субъекта перемен. В социологии молодежи эта парадигма сложилась в самом начале 70-х годов. Понимание молодежи как субъекта социального развития и социального обновления совпадает с изменением более общей парадигмы в теории человека, когда личность берется не только и не столько как продукт, сколько как субъект свободной деятельности.

Данная трактовка молодежи не снимает ни асимметричности отношений, ни разницы в уровне знаний и положения старших и младших, но она требует принципиально иного типа социальной политики.

В отечественной социологии молодежи основное внимание уделялось исследованию молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов), процессов становления личности и молодежи (И.С. Кон, А.Н. Елсуков, Л.Г. Титаренко), влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи (С.А. Шавель), профессионального самоопределения молодежи и его влияния на систему Ценностных ориентаций (М.Х. Титма, А.В. Вардомацкий, С.П. Винокурова), особенностей отношения молодежи к труду (Г.Н. Соколова, Д.Г. Ротман), особенностей молодежной семьи (С.Д. Лаптенок, С.Н. Бурова, Л.А. Соглаева) и др.

В современной западной социологии молодежи больше внимания уделяется социально-психологическому анализу взаимоотношения поколений (К. Аллербег, Ф. Тенбрук), молодежной субкультуры (С. Эйзенштадт, А. Коэн и др.), изменения ценностей (Р. Инглехард) и др.

В условиях переходного периода молодежь сталкивается с рядом новых трудностей: резкое сокращение производства, безработица, расстройство системы гарантированной социальной защиты и т.д. Молодой человек, по существу, оказался выброшенным в океан рыночных страстей, не зная элементарных правил перемещения в этом океане, позволяющих выжить в экстремальных условиях. Эта и без того сложная ситуация усугубляется еще и тем, что переходное общество оказалось не готовым представить быструю возможность иметь широко пропагандируемый стандарт благосостояния. Родителям приходится, по существу, конкурировать с детьми на едином рынке труда, где у последних больше преимуществ. Претерпевает значительные изменения социальный статус молодежи, происходит практически полная замена ее ожиданий.

В этих условиях меняются государственные подходы к развитию и защите гражданских прав молодежи. Президентом страны созданы республиканские фонды по социальной поддержке учащихся и студентов, талантливой молодежи, введены специальные гранты. Высшим законодательным органом страны в апреле 1992 года впервые был принят Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь». Кабинетом Министров принимается Республиканская программа «Молодежь Беларуси», в этот же период укрепляются государственные структуры, призванные реализовывать молодежную политику. Перемены последних лет открыли новые возможности для дальнейшего развития плюрализма молодежной самоорганизации. В настоящее время в республике зарегистрировано и действует около 50 молодежных и детских общественных объединений, организаций, фондов по различным направлениям деятельности (спортивные, экологические, туристские, занятости молодежи, студенческие и др.) Наиболее массовые из них - Белорусский союз молодежи, Белорусская республиканская пионерская организация, Белорусская ассоциация международных молодежных обменов и туризма, Союз скаутов, Ассоциация белорусских гайдов, Ленинский коммунистический союз молодежи, Лига добровольного труда, Фонд социальной защиты детей и подростков «Мы – детям», Ассоциация студентов вузов, БПСМ.

Молодежь, с одной стороны, в решающей степени способствует активизации переходных процессов, а с другой - сам этот переход связан со значительными социальными потрясениями, всеобщим кризисом, что, естественно, предполагает существенное сокращение рабочих мест, препятствуя, таким образом, процессу трудовой интеграции молодежи. Молодежь оказалась в парадоксальной ситуации: возрастная группа, которая, казалось бы, должна больше других выиграть от перемен, очень часто становится ее жертвой. Противоречия между новыми возможностями и отрицательными последствиями переходных процессов приводят к общественным конфликтам, всевозможным отклонениям в поведении молодежи. Острота этих конфликтов обусловлена главным образом тем обстоятельством, что возможности, открываемые переходными процессами для общества, лежат где-то в будущем, а отрицательные последствия начинают сказываться сразу.


Рекомендуем к прочтению:

Проблемы молодых семей
Семья является одним из главных объектов социальной работы. Современная семья переживает сложный этап в эволюции – переход традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за со ...

Негосударственные пенсионные фонды в системе коллективного инвестирования
С 1 января 2002 г. в Российской Федерации проводится пенсионная реформа, которая предоставила возможность гражданам впервые непосредственно участвовать в формировании собственной пенсии. Суть проводимой в стране пенсионной реформы заключа ...

Функции социальной системы
Под функцией обычно понимается такая зависимость между объектам при которой изменение одного из них вызывает изменения в других в рамках данной системы, Функции социальной системы сводятся к двум основным: 1. Функция сохранения системы, е ...