Определение и развитие метода онлайн фокус-групп в общественных науках

Под термином «фокус-группа» понимается групповое интервью, сфокусированное на исследуемой проблеме или объекте и проводимое модератором в форме групповой дискуссии. Стоит отметить, что онлайн фокус-группы в маркетинговых исследованиях стали использоваться раньше, чем в академических исследованиях.

Одной из первых академических работ, посвященных онлайн фокус-группам, стала работа Г.Мюррея (1997), в которой рассматривалась группа медицинских работников, проживающих на разной территории и имеющих достаточный опыт онлайн общения. Мюррей перенес формат реальной фокус-группы на онлайн фокус-группу. Сохраненный размер группы (8 человек) предотвращал одновременное развитие нескольких «ветвей» сообщений среди участников. В повседневном онлайн общении разветвление потоков сообщений – обычное явление и для пользователя не составляет особого труда вести их сразу несколько. Однако в ситуации онлайн фокус-группы создание новой «ветви» может отвлечь остальных от изначально заданной проблемы. Еще одно важное дополнение, полученное Мюрреем, заключалось в следующем: чересчур сложные вопросы модератора вели к постоянным прямым ответам респондентов исследователю, а не к групповому обсуждению.

Аналогичные исследования в тоже время проводил Робсон. Количество участников в его фокус-группе (форум) было больше, чем у Мюррея, и составляло 57 человек. Естественно, выделилось несколько тем для одновременного обсуждения. При этом общение между участниками группы осталось открытым, чутким и неформальным, требующим минимального включения фасилитатора.

В противовес Мюррею и Робсону, Стюарт провел онлайн фокус-группу в реальном времени (чат) для определения полезности Интернета как инструмента оценки общественного здоровья. Как и в описанных выше исследованиях, участники проживали в разных регионах, но общение велось на 4 различных сайтах одновременно. Деятельность модератора сводилась к минимуму: следить за тем, чтобы не было пропущенных тем. Поддерживать дискуссию в этом случае было труднее, чем в асинхронных онлайн фокус-группах Мюррея и Робсона вследствие скорости и частоты, с которыми менялись темы. Это, в свою очередь, затрудняло возможность удостовериться, что все запланированные темы обсуждены.


Рекомендуем к прочтению:

Психологический эволюционизм в социологии
Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца 19 – начала 20 века, представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющий направленный характер, как пер ...

Сферы общественной жизни
Исходя из учета содержания общественных отношений, анализа экономического базиса и различных видов надстройки — политической, правовой, религиозной и т.д. — современные социологи-марксисты выделяют соответствующие сферы общественной жизни ...

Перечислите основные направления административной реформы. Покажите логику связи между ними
Основными направлениями административной реформы Российской Федерации в 2006-2010гг. являются: - внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам; - разработка и внедрение стандартов государственн ...