Определение и развитие метода онлайн фокус-групп в общественных науках

Под термином «фокус-группа» понимается групповое интервью, сфокусированное на исследуемой проблеме или объекте и проводимое модератором в форме групповой дискуссии. Стоит отметить, что онлайн фокус-группы в маркетинговых исследованиях стали использоваться раньше, чем в академических исследованиях.

Одной из первых академических работ, посвященных онлайн фокус-группам, стала работа Г.Мюррея (1997), в которой рассматривалась группа медицинских работников, проживающих на разной территории и имеющих достаточный опыт онлайн общения. Мюррей перенес формат реальной фокус-группы на онлайн фокус-группу. Сохраненный размер группы (8 человек) предотвращал одновременное развитие нескольких «ветвей» сообщений среди участников. В повседневном онлайн общении разветвление потоков сообщений – обычное явление и для пользователя не составляет особого труда вести их сразу несколько. Однако в ситуации онлайн фокус-группы создание новой «ветви» может отвлечь остальных от изначально заданной проблемы. Еще одно важное дополнение, полученное Мюрреем, заключалось в следующем: чересчур сложные вопросы модератора вели к постоянным прямым ответам респондентов исследователю, а не к групповому обсуждению.

Аналогичные исследования в тоже время проводил Робсон. Количество участников в его фокус-группе (форум) было больше, чем у Мюррея, и составляло 57 человек. Естественно, выделилось несколько тем для одновременного обсуждения. При этом общение между участниками группы осталось открытым, чутким и неформальным, требующим минимального включения фасилитатора.

В противовес Мюррею и Робсону, Стюарт провел онлайн фокус-группу в реальном времени (чат) для определения полезности Интернета как инструмента оценки общественного здоровья. Как и в описанных выше исследованиях, участники проживали в разных регионах, но общение велось на 4 различных сайтах одновременно. Деятельность модератора сводилась к минимуму: следить за тем, чтобы не было пропущенных тем. Поддерживать дискуссию в этом случае было труднее, чем в асинхронных онлайн фокус-группах Мюррея и Робсона вследствие скорости и частоты, с которыми менялись темы. Это, в свою очередь, затрудняло возможность удостовериться, что все запланированные темы обсуждены.


Рекомендуем к прочтению:

Колориты национальных традиций. Королевские традиции
Традиции королевского двора чаще всего облекаются в форму различных церемоний, выполняемых королевой и ее семьей. 1. Открытие парламента. Королева официально открывает новую сессию парламента каждый год, обычно в октябре или ноябре. Она ...

Анкета
Уважаемый (мая) господин (госпожа)! Социологический Центр занимается изучением мнений людей, работающих в бюджетных организациях, об их повседневной жизни и политических предпочтениях. Мы понимаем, что Вы затратите на беседу часть своего ...

Ученический мониторинг
Ученический мониторинг, как правило, состоит из микроисследований, тематика и количество которых определяется на совместном заседании педагогического совета и Совета учебного заведения. Цели микроисследований должны быть направлены на мо ...