Сущность, виды и методика социологического исследования
Страница 3
Материалы и статьи » Анализ данных социологии » Сущность, виды и методика социологического исследования

Подготовка социологического исследования включает разные виды работ, научных процедур и операций, надежную теоретическую основу исследования, его общую логику, разработку инструментария сбора информации, формирование исследовательской группы.

Целью социологического исследования служит анализ реально существующих проблем, имеющих важное значение для функционирования и развития общества. Предмет эмпирического социологического исследования должен быть актуальным, востребованным жизнью, социально значимым. Для проведения социологического исследования необходимо: определить виды и последовательность работ, связанных с реализацией программы исследования; составить смету финансовых затрат и ресурсов; выделить этапы исследования и рассчитать затраты времени на отдельные виды работ, исследование в целом; провести нормирование труда исполнителей; координировать действия исследовательской группы. В социологии принято выделять основные этапы эмпирического исследования:

- проблемно-поисковый - выявление и предварительный анализ социальной проблемы, поиск информации для формулирования описательной гипотезы с помощью преимущественно нестандартизированных или частично стандартизированных методик;

- аналитический (описательный) - иллюстративное доказательство описательной гипотезы, направленное на выявление проблем и построение описательной гипотезы с помощью частично или полностью стандартизированных методик;

- экспериментальный (объяснительный) - доказательство объяснительной гипотезы, предполагающее выявление причинных зависимостей с помощью различных социологических методов (глубокого анализа, экспертного опроса, тестирования, интервьюирования, эксперимента и т.д.);

- конструктивно-практический (проектный) - создание проекта (практических рекомендаций) по совершенствованию объекта исследования с помощью доказанной объяснительной гипотезы с использованием методов прогнозирования и социальных технологий.

Основными элементами структуры конкретного социологического исследования считаются: субъект (исследователь, научный коллектив); объект изучения; предмет исследования; общий замысел; проблемная ситуация; цели, задачи, гипотезы; исходные и производные научные понятия; общие и специальные методологические посылки (принципы, правила, способы, требования); предварительная и заключительная социологическая информация; методы и способы получения научных данных; планирование и организация исследования, анализ и обобщение полученных результатов. Все они отражаются в программе исследования. Характер связи между компонентами структуры детерминируется следующими составными частями конкретного социологического исследования: логической подструктурой как совокупностью логических процедур в решении научной проблемы и обосновании научного вывода; организационной подструктурой как совокупностью и последовательностью форм научной деятельности, соответствующих целям и задачам исследования; гносеологической подструктурой как взаимосвязью исходных и производных понятий, использованных в границах изучаемой проблемы.

Общая структура конкретного социологического исследования включает в себя определенные фазы, этапы и процедуры. В классическом эмпирическом социологическом исследовании выделяют четыре основных этапа, каждый из которых состоит из совокупности специальных процедур:

1) подготовительный (разработка программы исследования, целей и плана);

2) сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов, результаты опросов, наблюдения и т.д.);

3) подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке на ЭВМ, обработка и анализ данных;

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Социальная ответственность бизнеса в России
Со временем любая компания в своем развитии достигает определенного этапа, когда начинает задумываться не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества она играет. Те, кто знаком с менеджментом или с теорией мотивации на ...

Воспитание в семьях, где родители являются педагогами
Каждый воспитывает как может: то вдохновенно, то обыденно, целенаправленно, то стихийно. И хотя в основе большинства родительских позиций, лежит любовь к ребенку, руководствуясь природной интуицией и жизненным опытом, родители часто ощуща ...

Значение социологических идей О. Конта
Говоря о значении социологического творчества французского мыслителя, уместно привести слова американского социолога А. Боскова о том, что О. Конт дал социологии имя и программу. Соглашаясь с такой оценкой, нужно признать, что одного этог ...