Не вдаваясь в конкретные детали анализа социальной политики в литературе, можно условно выделить три основных подхода к её пониманию. Первый подход предполагает, что социальная политика - это деятельность по установлению и поддержанию положения социальных общностей, групп, слоёв, удовлетворению социальных потребностей, согласованию интересов, управлению социальной сферой, перераспределению ресурсов для достижения благополучия, решению социальных проблем, предоставлению социальных прав, гарантий и услуг.
При другом подходе под социальной политикой понимается совокупность мер, действий, мероприятий, осуществляемых её субъектами, по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными общностями, группами, слоями, повышению уровня жизни, поддержанию благополучия, жизнеобеспечению населения.
Третий подход связан с рассмотрением социальной политики как совокупности взаимодействий, взаимоотношений, взаимосвязей между социальными общностями, группами, слоями по реализации основных целей общества, по поводу жизнеобеспечения, росту уровня и качества жизни населения, сохранения и изменения социального положения населения и составляющих его социальных групп, слоев, общностей.[2]
Выделение данных подходов показывает, что между ними нет противоречия в понимании социальной политики, наоборот, можно установить взаимосвязь, которую можно понять, если признавать социальное действие в качестве основы сближения данных подходов. Социальное действие - это преднамеренное, целенаправленное действие, ориентированное на других людей, социальные слои, группы, общности, и их взаимные ответные действия. Структурными элементами социального действия являются потребность, интерес, цель, средство, мотив и стимул. Потребность означает нужду в чём-либо, зависимость от условий существования, стремление к потреблению материальных и духовных благ. Формой проявления потребности выступает интерес, который обеспечивает направленность на осознание целей и способность удовлетворить потребность. Цель - это осознанный, предвосхищаемый образ, на достижение которого направлено социальное действие. Средством является инструмент, способ, с помощью которого достигается цель. Мотивом выступает побуждение к социальному действию, связанное с необходимостью удовлетворить потребность. Стимул - это внешнее побуждение к действию.[3]
Социальное действие лежит в основе социальной деятельности, действий по принятию мер, разработке мероприятий, социального взаимодействия, социальной связи, социального отношения и социального процесса. Совокупность взаимосвязанных социальных действий, направленных на достижение цели в соответствии с потребностями, представляет социальную деятельность, которая включает деятельность по принятию необходимых мер и разработке мероприятий в области социальной политики, поскольку мероприятие представляет организованное действие или совокупность действий, направленных на осуществление цели. Следовательно, второй подход в понимании социальной политики конкретизирует первый подход, авторы которого рассматривают социальную политику как деятельность, он непосредственно с ним связан.
Существует непосредственная связь и с третьим подходом, поскольку в процессе деятельности люди, социальные группы, общности вступают в социальное взаимодействие. Социальное взаимодействие означает регулярные социальные действия субъектов, которые направлены друг на друга и имеют цель вызвать ожидаемые ответные реакции. Оно связано с обменом социальными действиями. Иначе говоря, социальное взаимодействие представляет процесс, в котором люди, социальные слои, группы, общности действуют и реагируют на действия других людей, социальных групп, общностей.
Рекомендуем к прочтению:
Выборка исследования
Выборка исследования – это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет из себя уменьшенную копию (мо ...
Методика проведения мониторинга. Директорский
(административный) мониторинг
Директор общеобразовательного учебного заведения.
1. Оценивает деятельность общеобразовательного учебного заведения, деятельность администрации, собственную деятельность, как правило, не менее двух раз в год, используя факторно-критериал ...
Образование в современном мире
Процесс приобщения к культуре поколений наблюдается на всех этапах развития человечества. В любом обществе, архаичном или современном, возникает необходимость передачи социального опыта, знаний и умений от старших поколений к младшим. Для ...
|