Религиозные конфессии на территории Беларуси
Страница 3

Протестантизм в республике на сегодняшний день представлен 14 направлениями, которые объединяют 972 религиозных общин (33, 6 процента от общего числа общин в республике), число сторонников которых составляет около 2 процентов от числа верующих в стране. Среди них наиболее многочисленными являются христиане веры евангельской (488 общин).

Старообрядчество. Первые сведения о старообрядцах в Беларуси относятся ко второй половине XVII в. Бежавшие из России старообрядцы основали в 1685 г. старообрядческую слободку в Ветке, которая вскоре становится центром старообрядчества поповского (беглопоповского) направления. В 1764 г. Ветка была разорена и эта ее роль перешла к Стародубью. Беспоповское направление в Беларуси было представлено 3 толками: поморским, федосеевским и филиппоновским. В советский период старообрядчество в Беларуси претерпевает существенные изменения: сокращается количество общин, наблюдается отток верующих, происходит стирание различий между старообрядческими толками и направлениями. Старообрядчество утрачивает свою традиционную оппозиционность. В последние годы наблюдается некоторая активность старообрядцев.

В настоящее время в республике имеется старообрядческое Древлеправославное религиозное объединение, в которое входят 27 общин поморского толка и 10 старообрядческих общин разных толков, действующих автономно.

Ислам в Беларуси исповедует татарское население. Проникновение татар-мусульман на территорию Беларуси началось в конце XIV в., когда великий князь Великого Княжества Литовского Витовт пригласил их на военную службу. Тогда же появляются и первые мечети. Татары в Беларуси придерживаются главным образом ислама суннитского направления. В 1591 г. в Речи Посполитой проживало около 100 тысяч татар, действовало около 400 мечетей. К началу XVIII в. количество татар-мусульман в результате процесса ассимиляции сократилось до 30 тысяч. Согласно переписи 1897 г. в Беларуси проживало около 9,6 тысяч мусульман. После 1917 г. и советско-польской войны большинство татар оказалось на территории Западной Беларуси. В 1925 г. в Вильне они образовали Муфтиат и объявили автокефалию. После Великой Отечественной войны советские власти начали закрывать мечети. Осталась действующей только одна мечеть - в Ивье. С конца 1980-х годов наблюдается оживление религиозной и общественно-культурной жизни татар-мусульман. В 1994 году создан самостоятельный Муфтиат Республики Беларусь.

Сегодня в республике зарегистрировано 27 мусульманских общин и одно мусульманское религиозное объединение.

Иудаизм - национальная религия евреев, которые обосновались в Беларуси в XIV в. Первые сведения о поселении евреев - это акты о привилеях 1388-1389 гг. великого князя Витовта, данные 5 еврейским общинам: в Троках, Бресте, Гродно, Луцке, Владимиро-Волынском. Культ и обрядность белорусских евреев мало чем отличается от того культа, который присущ евреям других стран. Культовыми центрами иудеев являются синагоги и молитвенные дома. По законам Российской империи молитвенные дома разрешалось открывать на каждые 30 еврейских домов, синагоги - на 80 за счет верующих. С XVI в. в Беларуси известны религиозные еврейские учебные учреждения - иешиботы (древнейшее в Бресте). В XVIII в. на территорию Беларуси проникает мистическое религиозное течение - хасидизм, принявшее здесь самобытную форму - хабад. Примирение между хасидами и сторонниками ортодоксального раввинизма в XIX в. объясняется вмешательством властей и необходимостью объединения сил против нового течения - госкалах (движение еврейской образованной части населения за светскость образования, против традиционной, "архаичной" религии и языка). После 1917 года роль иудаизма в жизни белорусских евреев значительно уменьшилась. Иешиботы и хедеры (начальные религиозные школы) прекратили свою деятельность, синагоги и молитвенные дома закрывались. Возрождение религиозной жизни началось с конца 1980-х годов.

В настоящее время в Беларуси действуют 24 иудейские общины и 2 религиозных объединения.

Страницы: 1 2 3 


Рекомендуем к прочтению:

Модели социального обслуживания пожилых людей
Развивая и совершенствуя деятельность служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы досуга проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. Дома – и ...

Проблема трудоустройства лиц зрелого возраста
Для отечественной социологии проблема трудоустройства является новой. Однако отдельные вопросы и аспекты этой проблемы в той или иной степени уже исследованы ранее отечественными социологами, такими как: В. О. Брагин, Е. М. Жидкова, А. Г. ...

Влияние алкоголя на нравственность человека
Вследствие изменений мозга и центральной нервной системы, а также привычных для алкогольного и питейного климата правил поведения, начинается изменение характера человека: утрачивается способность внимательно выслушивать других, следить з ...