Разрешение конфликта - многоэтапный процесс, имеющий свою логику.
1. Аналитический этап - сбор и оценка информации по следующим проблемам:
-объект конфликта
-оппонент
-собственная позиция
-причины и непосредственный повод
-социальная среда
-вторичная рефлексия
2. Прогнозирование варианта решения:
-наиболее благоприятный
-наименее благоприятный
-что будет, если просто прекратить действия
3. Действия по реализации намеченного плана
4. Коррекция плана
5. Контроль эффективности действий
6. Оценка результатов конфликта
Стратегии разрешения конфликта
- основные линии действия оппонентов по выходу из конфликта. Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий.
Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат конфликта. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам:
Односторонний выигрыш; Односторонний проигрыш; Взаимный проигрыш; Взаимный выигрыш.
Данные варианты нашли отражение в конкретных стратегиях переговоров Р.Фишера, У.Юри, У.Мастенбрука и других исследователей.
Пути и способы регулирования социальных конфликтов зависят от особенностей их возникновения и протекания., П. Сорокин справедливо указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей людей, без которых они не могут существовать. Прежде всего, потребность в пище, одежде, жилище, самосохранении, самовыражении. При этом важны не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.
В этой связи определение путей регулирования конфликтов должно основываться на знании приоритетных потребностей, интересов и целей людей в те или иные периоды развития общества.
Наилучший способ регулирования социального конфликта - его предупреждение, умение действовать превентивно. Надо знать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно было бы назвать индикаторами конфликта. Среди них: неповиновение, напряженность, недовольство сотрудников, снижение основных показателей производственной деятельности, увеличение числа жалоб, невыходов на работу, нарушений дисциплины, увольнений.
В производственном коллективе можно внедрять специальные механизмы отслеживания таких социальных индикаторов. Например, в Японии для этой цели используют кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже резиновый манекен администратора.
Рекомендуем к прочтению:
Ролевой конфликт
Помимо социальных конфликтов, о которых было много сказано выше, мне бы хотелось рассказать и о ролевом конфликте, который может послужить развитию личностного конфликта. Мертон дает ему следующее определение: «Ситуация, связанная с необх ...
Анализ пенсионного обеспечения лиц впервые обратившихся за назначением
трудовых пенсий. Практика обращения граждан за назначением
трудовых пенсий в УПФ РФ в Невском районе Санкт-Петербурга
Каждый гражданин впервые за назначением пенсии обращается территориальный орган Пенсионного фонда РФ (в нашем случае в УПФ РФ в Невском районе Санкт-Петербурга). При этом он должен знать, какие документы необходимо подготовить для установ ...
Социальная организация
и управление. Основные понятия
Организация, элементы организации, социальная структура, цели, участники, технология, внешняя среда, буферная стратегия, стратегия наведения мостов, управление, планирование, организация ресурсов, выдача распоряжений, контролирование, инн ...
|