Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца 19 – начала 20 века, представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющий направленный характер, как переход от простых этапов к сложным, на основе развития сознательного начала, то есть разумного управления социальными процессами. При этом каждый новый этап вбирает в себя лучшие достижения предшествующего благодаря организованной психической деятельности человека.
Наиболее крупными представителями психологического эволюционизма являются американские социологи Лестер Уорд (1841-1913)гг. и Франклин Гиддингс (1855-1931)гг.
Рассмотрим идеи, которые были предложены Л.Уордом.
Главными его работами выступают: «Динамическая социология» (1883), «Очерки социологии» (1898), «Чистая социология» (1903). Л.Уорд был основателем и первым президентом Американского социологического общества (1906 - 1908)гг.
Основные идеи социальной эволюции излагаются Л.Уордом в полемике с позиций Спенсера. Он критикует британского социолога за «обезличенность» процесса социальной эволюции, в котором не находится места сознанию и целенаправленной деятельности людей. Социальная эволюция, считает Уорд, не может быть явлением чисто природным, биологическим (как его трактует Спенсер), поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием, психикой. Следовательно, в основу социологического анализа можно положить, прежде всего, психологические, а не биологические принципы, психологические, а не биологические механизмы общественной жизни.
Подход Уорда к пониманию социальной эволюции состоит в том, что необходимо видеть в эволюционном процессе природное спонтанное развитие, названное им генезисом, и осознанные, целенаправленные действия, приводящие к его развитию, что было названо американским социологом телезисом. Генезис и телезис в социологии Уорда выступают как две составные и взаимосвязанные части эволюционного процесса.
Как видно, Уорд стремится объединить изучение природного и социального в социологической науке. Соединительным звеном при этом становится человек – наполовину природное, наполовину общественное существо.
В первом случае – с генезисом – социолог имеет в виду естественный, природный прогресс.
Во втором случае – с телезисом – речь идет о прогрессе, связанном с деятельностью людей. В основе этой деятельности лежат определенные силы, называемые социологом и социальными, и психическими.
В учении Л.Уорда концепция социальных сил, которые он характеризует как «психические силы, действующие в коллективном состоянии человека» стала центральным звеном. Социальные силы определяют поведение человека. Раз они психологизируются Уордом, то можно сделать вывод, что базой социологии служит психология.
Первичной социальной силой оказываются желания – голод, жажда, половые потребности. На их основе возникают вторичные – интеллект, моральные, эстетические силы – желания. Главным среди вторичных сил является интеллект. Пока желания «живут» «внутри» индивида, они являются психическими силами. Как только желания осознаются, они становятся интересами, и таким образом, превращаются в социальные силы.
Базой для удовлетворения первичных потребностей является труд, причем обман выступает как разновидность труда.
Рекомендуем к прочтению:
Определение социальной защиты населения, история развития и возникновения
институтов социальной защиты в США и Германии
Система социальной защиты – это сфера жизненно важных интересов населения. Ее качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального и экономического развития государства и общества. Право на социальную защиту ...
Положительные и теневые аспекты специальности
Социальная педагогика, или педагогика отношений в социуме, рассматривается как базовая интегративная основа в системе служб социальной помощи населению, позволяющая своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влия ...
Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт в
современной семье
Люди, создающие семью, стремятся удовлетворить комплекс потребностей - в любви, в детях, в переживании общих радостей, в понимании, общении. Однако становление семьи - это не только реализация идеальных представлений о браке, которые слож ...
|