Проблема многообразия течений в отрасли

Существование в социологии образования ряда научных течений объясняется многообразием парадигм в самой социологии, а также ее методологической зависимостью от других дисциплин на ранней стадии.

Важным основанием различий между отдельными направлениями служит нацеленность на проблемы макроуровня, или. напротив, микроуровнях процессов и проблем образования. Так, по этому основанию в зарубежной литературе обычно всю массу течений объединяют в две группы — структурные теории (занимающиеся преимущественно анализом социальных проблем образования на макроуровне) и теории взаимодействия (сосредоточенные на микроуровне изучаемых процессов и проблем).

Другим основанием, проявившимся и в понятийном аппарате, и в обобщающих теоретических схемах, было глубинное размежевание функционализма и теорий конфликта, вылившееся в масштабные социально-идеологические и политические разногласия исследователей образования.

Подходы различаются, но иногда концептуально связаны, служат отправной базой или объектом взаимной критики.

Разнообразие социологических исследований образования приводило и к определенным позитивным результатам в области теории и социальной практики. К их числу относятся следующие теоретические и практические положения:

- перенос теоретических акцентов с категорий "обучение" и "учение" на концепцию "развития личности" благодаря тому, что социологи успешно доказали формирующее влияние социального окружения и наличие специфических социальных отношений в образовательной среде;

- открытие и интерпретация значения и функций культуры для целеполагания образовательной деятельности;

- понимание роли социальных изменений в прогрессе общества и их необходимости в социальной организации общественной системы образования;

- раскрытие природы и значении социальных групп и социально-групповых процессов в образовательной практике;

- признание значения и раскрытие механизмов влияния социально- классовых факторов в развитии учащихся и системы образования в целом;

- опровержение мифа о расовом или этническом превосходстве как основе более высоких образовательных достижений;

- активизация социально-организационных связей школы с местным сообществом" стимулирование заинтересованного отношения последнего к развитию системы образования.

Не все течения в социологии образования сегодня удается рассмотреть одинаково объемно. Это связано отчасти с тем, что далеко не все они достигли своей концептуальной зрелости и достаточно четко оформились. Теоретическая разносторонность или эволюция некоторых ученых подчас объясняет тот факт, что одни и те же авторы, как, например, Джордж Эдгар Пейн, упоминаются при характеристике разных научных школ.

В зарубежной литературе также теоретическое обобщение не в одинаковой степени затронуло все известные традиции. Некоторые из них а последние десяти лег им замет но сужаются, другие, наоборот, усиливают свои позиции или переживают внутреннюю дифференциацию. Ниже рассмотрены те направления, которые составили сильные интеллектуальные традиции в социологии образования, заметно влияют на исследования и практику в сфере образования, в том числе в России.


Рекомендуем к прочтению:

Проблемная ситуация
Семья сегодня – это точка пересечения всех социальных явлений, происходящих в нашем обществе, его своеобразный портрет, отражение процессов, происходящих в нем, симбиоз воздействий всех факторов. В России за последние годы резко вырос пок ...

Начнём с плюсов:!
1.Конечно, это сам день свадьбы, волшебный праздник, котором невеста, как Золушка, превращается в Принцессу, а жених — в прекрасногоПринца.Подарки,поздравления,морецветов,ленты,шары,конфетти,и всё вокруг — чудесно. 2.Первая брачная ночь, ...

Историко-теоретический аспект изучения проблем людей зараженных ВИЧ-инфекциями. Понятие и сущность ВИЧ-инфекции, ее особенности и формы
Возбудитель ВИЧ-инфекции — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ поражает клетки иммунной и нервной систем, что клинически проявляется развитием лимфаденопатии, инфекционных (паразитарных) осложнений, возникновением некоторых злокачест ...