Заключение

Подводя в целом итог возникновения и развития психологического направления в социологии на рубеже 19 века, следует отметить, что это был важный шаг на пути приближения к целостному анализу конкретных проблем личности, социальных групп, общества. Подобно другим идейным течениям этого периода психологическая социология отнюдь не была единым целым. Единственная черта, конструирующая ее как течение, - это стремление сводить социальное к психологическому. Но это стремление выражено у разных авторов с неодинаковой силой.

Каковы же были главные итоги психологической социологии конца 19 века? В центре внимания психологической социологии стояли проблемы общественного сознания, его природы, структуры и функций. Детально обсуждались важнейшие процессы и психологические механизмы группового, межличностного взаимодействия, такие, как психическое заражение, внушение, подражание, а также социальное содержание самой человеческой личности. Важнейшим положительным результатом было рождение социальной психологии как самостоятельной дисциплины.

В России же, несмотря на значительные результаты социологического анализа большого комплекса социальных проблем, субъективной социологии имели место недооценка закономерностей общественного развития и тесно связанное с ней признание некоего социального идеального общества, являющегося результатом его конструирования личностью. Как выяснилось в ходе анализа концепций представителей субъективизма, социология должна иметь дело не с объективными и этическими факторами человеческой деятельности. В этом состоит важная траектория их (мыслителей) социологического творчества.


Рекомендуем к прочтению:

Совокупный работник
Для характеристики состава и степени использования, работающих в различных производственных и непроизводственных отраслях, применяется понятие "совокупный работник", отражающее эффективность совокупного непосредственно обществен ...

Понятие «Маргинальность»
Понятия "маргинальность", "маргиналы" пришли из социологии и политологии. Они были введены в науку американским социологом Р. Парком в 1928 г. и использовались сначала для обозначения вполне конкретной этнокультурной с ...

Кадровая служба
С целью максимального использования человеческих ресурсов для достижения организационных целей Общества в 2003 году на базе отдела кадров был создан отдел управления персоналом, обеспечивающий управление всей внутренней кадровой политикой ...