Социальная реабилитация
Страница 1

Социальная реабилитация – это система и процесс определения оптимальных режимов общественно и семейно – бытовой деятельности инвалидов в конкретно социально – средовых условиях и приспособлении их к потребностям инвалидов. Можно дать и другое определение: социальная реабилитация – это система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.*

В зависимости от характера и специфики перенесенного заболевания у инвалидов и больных возникают различные ограничения жизнедеятельности, которые вызывают различные виды социальной недостаточности:

- нарушение способности самообслуживания (лица с нарушениями опорно – двигательного аппарата, лица с психическими заболеваниями);

- нарушение способности передвижения;

- нарушение способности к трудовой деятельности (чаще данное нарушение бывает у всех категорий инвалидов);

- нарушение способности к обучению;

- нарушение способности к ориентации;

- нарушение способности к общению;

- нарушение способности контролировать свое поведение.

Социальная реабилитация включает в себя адаптацию и приспособление инвалида и, охватывая все сферы жизнедеятельности инвалидов, ставит перед собой следующую цель: восстановление способностей инвалида к самостоятельной, общественной и семейно – бытовой деятельности.

Социальная адаптация – это система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.*

В технологии социальной реабилитации можно выделить два направления:

1. социально – бытовая реабилитация;

2. социально – средовая реабилитация, которые будут осуществляться путем ориентации, образования и устройства в социальной среде.

Рассмотрим подробнее эти направления.

Социально – бытовая реабилитация заключается в приобретении или восстановлении утраченных в результате болезни, навыков самообслуживания и деятельности в быту, приспособление к новым условиям жизни.

Социально – бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Определим этапы социально – бытовой реабилитации:

1. Социально – бытовое устройство – это важный компонент, который отражает состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Социально – бытовое устройство осуществляется не только в индивидуальных оборудованных квартирах, но и в специально оборудованных домах с комплексом социально – бытовых услуг, и в домах – интернатах. Социально- бытовая реабилитация – обучает человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние и адекватно реагировать на изменения. В процессе ориентации происходит знакомство инвалида с предметами и окружением социально – бытового назначения.

2. Обучение или образование – обучаем инвалида навыкам

3. самообслуживания в быту, персональной сохранности, режиму дня, пользованию лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими устройствами. Очень важно здесь обучение и просвещение членов семьи по различным вопросам.

Социально – средовая реабилитация – это приспособление к новой среде в обществе с целью создания оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни в обществе. Социально – средовая реабилитация подразумевает два процесса:

- приспособление социальной среды к возможностям инвалида, устранение препятствий;

- обучение инвалида жить в обычном социуме,

в результате этих процессов произойдет социализация инвалида, то есть его вхождение в общество. Как и в социально – бытовой реабилитации различают несколько этапов осуществления социально – средовой реабилитации:

1.Социально – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с людьми, знакомство с территорией, на которую вышел наш клиент).

2.Социально – средовое образование – процесс обучения инвалида навыками пользования средой, навыка перемещения в среде, пользования транспортом, умением самостоятельно приобретать продукты и вещи (распоряжаться денежными средствами, пользоваться своими гражданскими правами и т. п.). На данном этапе важную роль играет обучение семьи.

3.Социально – средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Некоторые новейшие теории
Теории взаимодействия обрели в социологии образования особую популярность в период после Второй Мировой войны. Они нацелены на социально-психологические аспекты образования и взаимодействия между группами учащихся, преподавателей, админис ...

Проблема трудоустройства лиц зрелого возраста
Для отечественной социологии проблема трудоустройства является новой. Однако отдельные вопросы и аспекты этой проблемы в той или иной степени уже исследованы ранее отечественными социологами, такими как: В. О. Брагин, Е. М. Жидкова, А. Г. ...

Влияние алкоголя на нравственность человека
Вследствие изменений мозга и центральной нервной системы, а также привычных для алкогольного и питейного климата правил поведения, начинается изменение характера человека: утрачивается способность внимательно выслушивать других, следить з ...