Социальная реабилитация
Страница 1

Социальная реабилитация – это система и процесс определения оптимальных режимов общественно и семейно – бытовой деятельности инвалидов в конкретно социально – средовых условиях и приспособлении их к потребностям инвалидов. Можно дать и другое определение: социальная реабилитация – это система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.*

В зависимости от характера и специфики перенесенного заболевания у инвалидов и больных возникают различные ограничения жизнедеятельности, которые вызывают различные виды социальной недостаточности:

- нарушение способности самообслуживания (лица с нарушениями опорно – двигательного аппарата, лица с психическими заболеваниями);

- нарушение способности передвижения;

- нарушение способности к трудовой деятельности (чаще данное нарушение бывает у всех категорий инвалидов);

- нарушение способности к обучению;

- нарушение способности к ориентации;

- нарушение способности к общению;

- нарушение способности контролировать свое поведение.

Социальная реабилитация включает в себя адаптацию и приспособление инвалида и, охватывая все сферы жизнедеятельности инвалидов, ставит перед собой следующую цель: восстановление способностей инвалида к самостоятельной, общественной и семейно – бытовой деятельности.

Социальная адаптация – это система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.*

В технологии социальной реабилитации можно выделить два направления:

1. социально – бытовая реабилитация;

2. социально – средовая реабилитация, которые будут осуществляться путем ориентации, образования и устройства в социальной среде.

Рассмотрим подробнее эти направления.

Социально – бытовая реабилитация заключается в приобретении или восстановлении утраченных в результате болезни, навыков самообслуживания и деятельности в быту, приспособление к новым условиям жизни.

Социально – бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Определим этапы социально – бытовой реабилитации:

1. Социально – бытовое устройство – это важный компонент, который отражает состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Социально – бытовое устройство осуществляется не только в индивидуальных оборудованных квартирах, но и в специально оборудованных домах с комплексом социально – бытовых услуг, и в домах – интернатах. Социально- бытовая реабилитация – обучает человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние и адекватно реагировать на изменения. В процессе ориентации происходит знакомство инвалида с предметами и окружением социально – бытового назначения.

2. Обучение или образование – обучаем инвалида навыкам

3. самообслуживания в быту, персональной сохранности, режиму дня, пользованию лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими устройствами. Очень важно здесь обучение и просвещение членов семьи по различным вопросам.

Социально – средовая реабилитация – это приспособление к новой среде в обществе с целью создания оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни в обществе. Социально – средовая реабилитация подразумевает два процесса:

- приспособление социальной среды к возможностям инвалида, устранение препятствий;

- обучение инвалида жить в обычном социуме,

в результате этих процессов произойдет социализация инвалида, то есть его вхождение в общество. Как и в социально – бытовой реабилитации различают несколько этапов осуществления социально – средовой реабилитации:

1.Социально – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с людьми, знакомство с территорией, на которую вышел наш клиент).

2.Социально – средовое образование – процесс обучения инвалида навыками пользования средой, навыка перемещения в среде, пользования транспортом, умением самостоятельно приобретать продукты и вещи (распоряжаться денежными средствами, пользоваться своими гражданскими правами и т. п.). На данном этапе важную роль играет обучение семьи.

3.Социально – средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

История появления ВИЧ-инфицированных людей и развитие системы профилактики ВИЧ-инфекции в России и за рубежом
Как известно, первые случаи ВИЧ-инфекции в мире были зарегистрированы в 1981 году в США, когда у группы молодых людей с гомосексуальной ориентацией были зафиксированы одинаковые заболевания, встречающиеся довольно редко. До выявления прич ...

Жилищные условия молодых семей
Данные исследования, которые провел Гуревич М.А., дают представление об обеспеченности молодых семей жильем, его качестве, условиях проживания. Первая группа респондентов – 21% - семьи, не имеющие никакого своего жилья (снимают комнату, ...

Социальная стратификация. Основные понятия
Неравенство, страта, стратификация, доход, власть, образование, престиж, рабство, каста, сословие, класс, средний класс, ценностная ориентация. Словарь 1. Социальное неравенство — неравномерное распределение в обществе дефицитных ресур ...