Определение социальной защиты населения, история развития и возникновения институтов социальной защиты в США и Германии
Страница 4
Материалы и статьи » Социальная защита населения в Республике Беларусь » Определение социальной защиты населения, история развития и возникновения институтов социальной защиты в США и Германии

Исторически значимый шаг был сделан в конце ХIХ века, когда германское правительство, руководимое Отто фон Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования для работающих в промышленности. Она включала обеспечение: в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.). Стоимость отправки посылки.

Сильной стороной социального страхования явился предложенный алгоритм взаимодействия двух основных субъектов трудовых отношений (работников и работодателей) и государства, который предусматривал финансовое обеспечение за счет хозяйствующих субъектов, а правовое регулирование и контроль –с помощью государства.

Система социальной защиты работающих, построенная по модели О.Бисмарка, оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивала условия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала высокие уровни социальной защиты для работающих и членов их семей на протяжении всего периода трудовой и послетрудовой жизни.

При этом следует отметить то, что социальное страхование послужило ядром социальной защиты работающих граждан и регулятивной модели всего комплекса социально-трудовых отношений, включая заработную плату, продолжительности трудовой деятельности и времени выхода на пенсию, определения социальных стандартов приемлемых уровней пенсий, пособий и качества медицинской помощи.

С начала ХХ века примеру Германии последовали другие европейские страны (Австрия, Франция, Италия, Россия), столкнувшиеся с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями рабочего класса.

Столь быстрое использование опыта Германии в области социального страхования объяснялось осознанием властными элитами, деловыми кругами этих стран того, что наиболее надежным способом поддержания социальной стабильности являются специализированные институты и финансовые механизмы социальной защиты, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы на постоянной и независимой (от воли отдельных работодателей) основе.

Существенный вклад в определение роли государства в сфере регулирования социальной поддержки и защиты населения внесли работы английского ученого Уильяма Генри Бевериджа. В 40-х годах прошлого века он возглавлял комиссию, в доклад которой на тему "Государственная система социальной защиты", представленном парламенту и правительству страны в 1942 году, были фактически заложены основы современной социальной политики в Великобритании.

У.Беверидж исходил из необходимости наделения государства полномочиями по регулированию социальных процессов в обществе на принципах всеобщности и единообразии. Другими словами, одинакового для всех граждан гарантированного размера пенсий и пособий, предотвращения массовой безработицы, а также равнодоступности бесплатной медицинской помощи и образования.

Следует отметить, что на взгляды У.Бевериджа оказали существенное влияние идеи О.Бисмарка об обязательном характере социального страхования, а также практическое решение вопросов государственного регулирования социальной сферы в СССР (бесплатное здравоохранение и образование).

Исходя из этих рекомендаций в 1944-1948 годах лейбористское правительство Великобритании приняло ряд законодательных актов, способствовавших формированию единой системы социального страхования и обеспечения, существенному увеличению выделяемых из госбюджета средств на социальную поддержку населения, введению всеобщего бесплатного медицинского обслуживания.

После Второй мировой войны аналогичные реформы были проведены во многих западных странах, в результате чего сформировались национальные институты обязательного социального страхования и обеспечения (см.табл.1), функционирование которых благотворно сказалось на регулирование систем заработной платы в части их упорядочения и уменьшения дифференциации (между крайними децильными группами работающих).

Таблица 1. Введение государственных институтов социального страхования и обеспечения

Виды социального страхования и обеспечения

Германия

Велико-британия

Швеция

Франция

Италия

США

Канада

Страхование от несчастных случаев на производстве

1884 г.

1906 г.

1901 г.

1946 г.

1898 г.

1930 г.

1930 г.

Социальное страхование в связи с болезнью

1883 г.

1911 г.

1910 г.

1930 г.

1943 г.

-

1971 г.

Пенсионное страхование и обеспечение

1889 г.

1908 г.

1913 г.

1910 г.

1919 г.

1935 г.

1927 г.

Страхование от безработицы

1927 г.

1911 г.

1934 г.

1967 г.

19919 г.

1935 г.

1940 г.

Семейные пособия

1954 г.

1945 г.

1947 г.

1932 г.

1936 г.

-

1944 г.

Медицинское страхование либо предос-тавление бесплатной медицинской помощи

1880 г.

1948 г.

1962 г.

1945 г.

1945 г.

-

1972 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению:

Основные проблемы студенческой семьи. Учеба и семья
Студенчество является основным источником воспроизводства интеллектуального потенциала страны? В скором времени ему предстоит взять на свои плечи дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность за судьбу Родины. ...

Социальная программа международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом (МАБНН). Проект «Российский центр адаптации человека»
Это крупный международный проект, являющийся ключевым звеном в современной социальной программе МАБНН. Его основная цель состоит в осуществлении комплексного подхода к борьбе с наркозависимостями, включающего в себя меры медицинского, пра ...

Общественные организации как субъекты социальной политики. Социальная политика: определение, функции, основные направления реализации
Как известно, Украина в соответствии с Конституцией в 1996 г. провозгласила себя социальным государством, то есть таким, в котором создаются условия для достижения высокого материального благосостояния граждан, внедрения действенной систе ...