Функции социолога
Страница 1

В литературе, как отечественной, так и зарубежной - чаще всего рассматривается вопрос о функциях социологии как науки. В них авторы видят отражение общественной потребности в том или ином направлении деятельности социологии, ее связи с практикой. Гораздо реже говорят о функциях социолога как представителя определенной социально-профессиональной группы. Между тем, если мы ведем речь о функциях социологии, то должны представлять себе их не только в общем, абстрактном виде, но и в персонифицированном выражении на уровне деятельности конкретного социолога. Конечно, его функции так или иначе окажутся связанными с функциями социологии как науки, более того, будут вытекать из них. Однако важно иметь в виду и то, что функции социолога сопряжены с характером и содержанием его труда, той специфической деятельности, которая позволяет отличать социально-профессиональную группу социологов от любой другой.

Из предшествующих рассуждений можно заключить, что труд социологов имеет преимущественно теоретико-познавательный характер, является достаточно сложным, поскольку связан с проникновением в сущность процессов. Не случайно американский социолог Джон Машоунис дал “фундаментальное” определение социологии “как систематического изучения общества и социальной активности человеческого бытия”.

В значительной мере труд социолога является творческим, поскольку связан с поиском необычного, даже странного в обыденном, знакомом, повседневном (3).

Основная задача социолога - познание социальных процессов с помощью общетеоретических и специфических для социологии методов, средств и путей исследования с целью преобразования их в нужном обществу и конкретным социальным группам направлении.

Поэтому труд социолога, являясь в основе своей теоретико-познавательным, так или иначе должен быть связан с практической, преобразовательной, управленческой деятельностью. Если не будет такой связи, невозможным окажется определение эффективности этого труда. Конечное подтверждение его значимости - практическое воплощение результатов.

Более глубоко труд социолога, его характер и содержание опишем через функции, которые чисто условно можно разделить на теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные. В основе такого деления - различные формы социологической деятельности. Рассмотрим каждую из этих групп функций.

Теоретико-познавательная функция.

Как и любой интеллектуальный, труд социолога “начинается” с познания. Поэтому первая функция социолога - познавательная. Она направлена на изучение, анализ социальной реальности, выступающей в виде одного или целой группы взаимосвязанных социальных фактов. Чем мacштабнее по целям и проблемам исследование, тем вероятнее, что социолог будет иметь дело с большим количеством сложных социальных фактов. В ходе реализации познавательной функции его задача будет состоять в том, чтобы выявить наличие связи между ними как тенденции или закономерности. Приведем конкретный пример такого рода тенденции, выделенной авторами книги “Начало пути: поколение со средним образованием”. Отдельно установленные социальные факты, касающиеся ценностных социально-профессиональных ориентаций молодежи, позволили сделать вывод о том, что общая иерархия ценностей образования в сравниваемых регионах страны одинакова: ”Молодежь всех регионов самой важной считает профессиональную функцию образования, за ней следует гуманистическая функция, а социальные аспекты образования чаще всего оцениваются как менее важные, В рамках предложенной системы ценностей большая дифференциация контингента обнаруживается именно в значимости социального аспекта образованием”. Именно она подвергается наибольшему влиянию непосредственной социально-культурной среды”. Реализация социологом познавательной функции начинается со знакомства с литературой по интересующей его проблеме. По интересующему социолога вопросу могут быть серьезные научные исследования или публицистические статьи; их может быть много или мало; различной будет степень приближенности к проблеме. Крайне редко возникает исследовательская ситуация, когда литератypы, нет вообще, например, в том случае, если проблема является действительно новой. Но и такое обстоятельство довольно относительно: так или иначе, какие-то “рядом” стоящие вопросы и понятия не могли не находить освещения в литературе. Значит, познавательная функция социолога сопряжена с целенаправленным поиском существующих исследований и публикаций.

Знакомство с ними - “стартовая площадка” для главного в познавательной деятельности. Это главное - разработка программы исследования: от формулировки целей и задач, противоречий и основных понятий, рабочих гипотез и предполагаемых результатов до определения методов и средств изучения проблемы.

В познавательном процессе социолога имеет место как теоретический, так и эмпирический анализ социальной реальности. Это важно отметить, потому что происходит иногда отождествление познавательной функции только с теоретическим поиском. Следует обратить внимание на то, что любое исследование, направленное на раскрытие существа проблемы и получение результатов, сопряжено с воплощением в деятельности социолога познавательной функции. Причем в качестве инструмента познания выступают многочисленные методы теоретического и эмпирического анализа. Поскольку социолог в своей деятельности постоянно “вторгается в сферы экономики, демографии, социальной психологии и других смежных наук, постольку и их методы ему не чужды. Все это также входит “компетенцию” познавательной функции. Она находит свое органичное продолжение в прогностической функции. Когда социолог изучает реальную проблему, “сотканную” из противоречий, и стремится выявить оптимальные пути ее решения, он, естественно, движим желанием показать эту перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, так или иначе он вынужден прогнозировать ход развития социального процесса.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Результаты опросника «Проблемы подростков»
Чтобы выяснить какие проблемы волнуют подростков больше всего, мы начали с вопросов «есть ли у вас проблемы? Какие проблемы волнуют вас больше всего?». Опросив 40 подростков в возрасте 13-15 лет, можно сделать следующие выводы, что для бо ...

Устав Организации Объединенных Наций 1945 года
Созданная сразу после окончания Второй мировой войны, Организация Объединенных Наций символизировала собой решимость международного сообщества выработать новые договоры с целью поддержания и обеспечения мира. Впервые было заявлено о желан ...

Лечение зависимости от психостимуляторов
Люди, злоупотребляющие психостимуляторами, достаточно редко обращаются за медицинской помощью. Мы думаем, что такая редкость обращений связана с тем, что депрессия отмены психостимуляторов сопровождается у наркомана чувством безнадежности ...